Горобзор Уфа
Регистрация
Вход
Сегодня: +°C
Завтра: +°C
Главная ГОРНовости ГОРСправка Афиша Здоровье и спорт Работа
ГОРФото Статьи Блоги ГОРАвто Стиль жизни Конкурсы
Афиша

Оперетты Оффенбаха на уфимской сцене

Екатерина ЖИГАЙЛО

15.06.2015

 

ОффенбахНа малой сцене Башкирского театра оперы и балета прошел вечер оперетт французского композитора Жака Оффенбаха.

Жак Оффенбах – родоначальник жанра оперетты. За свою творческую жизнь он написал более 100 «маленьких опер», многие из которых до сих пор успешно ставятся. На уфимской сцене на днях предстали во всем блеске две зажигательные комедии композитора – «Муж за дверью» и «Званый вечер с итальянцами».

Обе оперетты – легкие, незамысловатые и смотрятся на одном дыхании. Исполняются одна за другой, отлично соседствуя в едином сценическом пространстве, и длятся в сумме два часа. Зрителя ждут интриги, анекдотические злоключения главных героев, разумное балансирование между комизмом и драматизмом, ну и, конечно же, прекрасная музыка.

Между двух огней

В оперетте «Муж за дверью» всего 4 действующих лица, чего, впрочем, с лихвой хватает для раскрытия пикантного сюжета.

К очаровательной Сюзон с минуты на минуту должен прийти ее новоявленный супруг Мартен, полицейский шериф. Девушка коротает время в ожидании возлюбленного, беседуя с подругой Розитой. Уютную атмосферу вечера нарушает композитор-повеса Флорестан, сбежавший от разъяренного мужа-рогоносца своей любовницы. В комнату к дамам он попадает через камин. Тем временем, ревнивец Мартен уже на подходе, а незваный гость и рад бы удалиться, чтобы не создавать двусмысленную ситуацию, вот только этаж – «нелетный» четвертый, да и чего уж там – прощаться с юными красавицами (особенно с Розитой) ну совсем не хочется!

Девушки оказываются между двух огней – разъяренный супруг рвется в комнату, а Флорестан рисует кровавые картины своей смерти и взывает к милосердию. А тут еще как назло ключ от комнаты в разгар действа выпадает из окна!

Амур в этой оперетте особенно игрив, лукав и комичен. Это тот случай, когда точно знаешь, чем все закончится, и шутки вроде бы совсем незамысловатые, но, тем не менее, наблюдаешь за происходящим с горячим интересом. Отдаем дань Оффенбаху – ведь с момента первой постановки оперетты прошло более века!

В роли Сюзон в этот вечер выступила Любовь Буторина, Розита – Эльвира Алькина, Флорестан – Владимир Орфеев, Мартен – Владимир Копытов. Веселые диалоги гармонично сочетаются с великолепной музыкой, вокал и актерская игра – также на уровне. Довольно интересна и сценография постановки: шкафы, стулья, окна – все яркое, баррочное, бело-красно-розовое. Создается ощущение, что мы тайком приоткрыли крышку музыкальной шкатулки, где демиург-создатель разбросал фигурки героев (девушки в пышных, расшитых рюшами платьях и правда выглядят как куклы), и скрытый механизм приводит их в движение, заставляя взаимодействовать друг с другом, петь и танцевать. Эдакая одновременно и поэтизация быта, и легкая насмешка над жизнью обывателя.

Опера в оперетте

Вторая оперетта не уступает первой по искрометности сюжета. Действие происходит практически в тех же декорациях – перед нами уже знакомая парижская жизнь 19 века с любовью и интригами, но преподнесенная в несколько ином ключе – не как театральная условность, а вполне реальная история.

Торговец обувью Шуфлери не чужд прекрасного: устрою-ка званый ужин для местной публики, – решает месье и приглашает в качестве гвоздя культурной программы не абы кого, а знаменитых итальянских певцов. Но вот незадача – в самый ответственный момент выясняется, что звезды оперы не смогут осчастливить своим визитом скромный дом начинающего эстета Шуфлери. Герой в панике: теперь стыда не оберешься! Благо, дочка Эрнестина и влюбленный в нее музыкант Бонифас придумывают смелую авантюру – выступить вместо артистов самим: Бонифас – тенор, Эрнестина – сопрано, Шуфлери – бас. Шуфлери, человек состоятельный, на дух не переносит Бронифаса, у которого ни гроша в кармане, но ради такого случая сменяет гнев на милость. Приглашенные гости принимают выступление новоиспеченных артистов за чистую монету и как дети радуются до нельзя понятному итальянскому языку – Шуфлери резво прибавляет к родной речи окончания на итальянский манер. Вечер проходит на ура, впрочем, помощь влюбленной парочки оказывается отнюдь не безвозмездной, а чего они потребуют от несговорчивого отца, несложно догадаться…

Главные партии оперетты исполнили Эльвира Алькина, Владимир Копытов и Владимир Орфеев. Из второстепенных персонажей в постановке прописан только слуга Поль (Альберт Ахунов) – комичный герой, вальяжно прохаживающий по сцене и радующий зрителя выдаваемыми остротами. Поль заметно «снижает» образ своего хозяина и его потуги на роль светской персоны: как бы ни хвастал Шулери положением в обществе, прохвост-слуга, на плечи которого ложится подготовка ужина для гостей, и хвост у «праздничной» рыбы отъел, с невинными глазами убеждая, что это особый бесхвостый вид, и запасы с шампанским беспардонно уничтожил, и вообще держит себя с Шуфлери довольно панибратски.

Великосветское общество дано в оперетте общей массой. Оффенбах метко высмеивает, как за высокопарными выражениями, изысканными манерами и безграничной любовью к искусству так называемого французского бомонда – тех, кому Шуфлери всеми силами хочет соответствовать – обнаруживается пустота и наигранность. Об этом центральная сцена оперетты – выступление «итальянцев», где срываются маски с псевдоинтеллектуалов и эстетов. Задача перед солистами в этой сцене стояла сложная, так как с одной стороны нужно было передать абсурдность и комизм ситуации, с другой – справиться с не самим легким в плане вокала эпизодом. Все удалось – и вокально, и драматически. И, конечно же, нашло благодарный отклик у уфимского зрителя!

Не забывайте подписываться на нашу группу ВКонтакте!

 

Ещё статьи из рубрики:
 
Ваши комментарии
Комментарий:

Комментарии, написанные заглавными буквами, содержащие заведомо ложную информацию, грубые и нецензурные выражения, оскорбления, а также призывы и высказывания, нарушающие действующее законодательство РФ, будут удалены.