Горобзор Уфа
Ткани
Регистрация
Вход
Сегодня: -11°C
Завтра: -11°C
Главная ГОРНовости ГОРСправка Афиша Здоровье и спорт Работа
ГОРФото Статьи Блоги ГОРАвто Стиль жизни Конкурсы
Афиша

Орлеанская дева: классика с современной сценографией

Екатерина ЖИГАЙЛО

6.10.2015

1«Орлеанская дева» – это потрясающая по звучанию музыка, монументальные хоровые сцены, развернутые ансамбли и мощные эмоционально выразительные лирические эпизоды. Концертное исполнение оперы, без костюмов и декораций, состоялось еще в мае этого года на сцене Уфимского училища искусств (плюс такого «минимализма» – все внимание зала приковано исключительно к голосам исполнителей и оркестру). А не так давно «Орлеанская дева» предстала перед уфимским зрителем уже во всей красе: это и сложные технические решения на сцене, и продуманные до мелочей костюмы, и отличная актерская игра и хореография. Важное для культурной жизни города событие приурочили к открытию 78 театрального сезона.

Об исполнении

Надежда Бабинцева, приглашенная на партию Иоанны, – лауреат международных конкурсов с 6-летним опытом исполнения «Орлеанской девы» на пермской сцене. Однако как бы ни был «прокачан» солист, новые постановки – это так или иначе и новые сложности: одна из них «всплыла» еще на премьере концертной версии оперы: оркестр заглушал вокал, и в отдельных номерах Бабинцевой приходилось напрягать голос. Благо, в сценической постановке оперы музыка и исполнение пришли к гармонии, и здесь талант солистки раскрылся уже в полной мере. Очень проникновенно звучит молитва Иоанны «Царь вышних сил, ты наш покров, наша надежда!», так же нежно, но с ощутимыми героическими нотками – «Простите вы, холмы, поля родные», прочувствован дуэт с Лионелем. На верхних нотах был риск растерять мягкость, которая здесь нужна, но солистка справилась с поставленной задачей.

Вокальными средствами Надежда Бабинцева сумела нарисовать образ, который в трактовке у Чайковского более чем сложный: это героиня в развитии, от которой напрямую завит и сценическое действие, и развертывание музыкальной драматургии. В исполнении солистки есть все, что нужно, чтобы слушатель ощутил многогранность французской святой: лиризм и драматизм, внутренняя противоречивость – смелость и целеустремленность воительницы, патриотическая гордость, с одной стороны, и нежность и трепетность женщины, для которой любовь оказывается важнее подвигов – с другой.

Порадовал и Эдуард Морозов (Лионель) – это чистое исполнение, точное интонирование, и фактурность образа, притом что партия была так же во многих отношениях сложная. Другие герои оперы – достойное« обрамление» главных героев. Особенно удачным получился образ фанатика Тибо (Раиль Кучуков), задушевно прозвучала партия Ангела в исполнении Эльвиры Алькиной.

О сценографии

Сценография оперы – стопроцентное попадание в точку: множество скрупулезно проработанных деталей складываются в одну целостную картину и обладают огромным суггестивным воздействием на зрителя. Очень выигрышное колористическое решение: при разработке костюмов и декораций предпочтение отдали оттенкам черного, белого и красного. Семантика этих цветов полностью соответствует атмосфере мрачного Средневековья с его «демонами» и внутренним конфликтам главных героев.

Большую часть времени свет на сцене приглушен, а важные моменты действия умело «выхвачиваются» софитами (за работу со светом «Ордеанской деве» можно поставить отдельный плюс): ярко сияют белые флаги в хоровой сцене, «горит» светлое платье Иоанны в момент казни, играют бликами мечи, пылает красный бархат ряс священников.

Декорации довольно сложные. В первых сценах действие разворачивается на фоне величавого дерева, в листве которого преломляются проникающие в общий полумрак лучи света. Были использованы и современные технические решения: «Орлеанская дева» – довольно статичная опера, однако сценаристы сумели создать дополнительную динамику за счет массивных движущихся конструкций. Эту же функцию выполняет перемещающийся по сцене хор. «Оживляет» действие и балет, который несколько неожиданно было увидеть в классической опере. Очень хорошо, что хореограф сумел соблюсти меру – пластические решения не отвлекают от исполнения, а напротив – подчеркивают и дополняют его. Что касается костюмов – огромная работа была проделана как качественно, так и количественно: каждый костюм – от воина, требующего детализации доспехов, до простолюдина в нехитростном наряде, продумывался отдельно – притом что действующих лиц в опере немало.

Очень мощной за счет такого «комплексного» подхода получилась финальная массовая сцена. Проработана визуальная сторона – похоронная процессия двигается по кругу с «ломаными» движениями, в то время как Иоанна находится на круглой площадке, символизирующей костер, разгорается огонь от брошенных поленьев, параллельно пламя вспыхивает и музыкально – темп и динамика траурного марша постепенно нарастают. И вот звучит хор ангелов, и Иоанна, прощенная небесами, плавно поднимается вверх, возвышаясь над толпой.

Резюмируя, эксперимент Филиппа Разенкова удался: Уфа получила замечательный синтез визуальных сценических решений, драматургии, хореографии и музыки с исполнением, и классическая опера при этом отлично сочетается и заметно оживляется за счет современной сценографии.

Справка

«Орлеанская дева» – результат коллективного труда артистов Башкирского театра оперы и балета и профессионалов из разных театров России.

Режиссер-постановщик – Филипп Разенков из Ижевска, на главные парии приглашены меццо-сопрано Надежда Бабинцева из Екатеринбурга и баритон Эдуард Морозов из Перми. С хором работал столичный хормейстер Юлия Молчанова, художник по костюмам – Татьяна Ногинова из Санкт-Петербурга, художник-постановщик – Эрнст Гейдебрехт из Германии.

Не забывайте подписываться на нашу группу ВКонтакте!

 

Ещё статьи из рубрики:
 
Ваши комментарии
Комментарий:

Комментарии, написанные заглавными буквами, содержащие заведомо ложную информацию, грубые и нецензурные выражения, оскорбления, а также призывы и высказывания, нарушающие действующее законодательство РФ, будут удалены.
Отдыхайте на здоровье