Главная
-
Блоги
-
Сергей Кузнецов
-
Язык наш – друг наш. Или враг?
Сергей Кузнецов

Язык наш – друг наш. Или враг?

Тема изучения башкирского языка в школах в летние месяцы снова стала горячей, даже несмотря на то, что лето нынче выдалось на редкость прохладным.

Баталии развернулись после проведения июльского заседания совета по межнациональным отношениям, после которого президент Владимир Путин дал поручения  о добровольном изучении родных и неродных языков в национальных республиках. Президент считает, что «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, также недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского в школах национальных республик». Именно на это он обратил особое внимание глав субъектов Российской Федерации.

Ничего нового президент не придумал. Статья 26, п.2 Конституции России гласит: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, воспитания, обучения и творчества». Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года устанавливает: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык». Вместе с тем в том же законе говорится, что обязательность использования государственного языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе РФ, и языками народов Российской Федерации.

К сожалению, элиты некоторых республик под напором националистических кругов и организаций, расплодившихся после развала Советского Союза, взяли курс на создание суверенных государств, входящих в состав Российской Федерации на основе договоров. К примеру, в Башкирии объявили в собственности всю землю и природные ресурсы, пытались ввести собственное гражданство, подчинить себе суд, милицию и прокуратуру, право заключать международные договора. Это оказалось выгодным тем, кто находился в данный момент у власти, конкретно режиму Муртазы Рахимова. К чему это привело, мы знаем не понаслышке. Основные богатства республики были разворованы. Их возвращением государству занимаются до сих пор.

Для суверенного государства требовался суверенный государственный  язык. Им стал башкирский, который был не самым распространенным в республике. Его сделали обязательным для изучения в школах, буквально заставляя всех его учить, в некоторых случаях даже в детских садах, зачастую в ущерб государственному русскому языку. Это вызывало большое возмущение среди русскоязычного населения, но до поры до времени власти не обращали на это никакого внимания. Между тем подобная практика ослабляла возможности выпускников школ из Башкирии при поступлении в российские вузы, где русский был обязательным на экзаменах.

Поручения президента как раз и требуют привести ситуацию с изучением языков в соответствие с Конституцией РФ и Федеральным законом. Никто не запрещает пользоваться любым национальным языком, но его изучение должно быть добровольным.  Это вызвало неадекватную реакцию местных национальных организаций, расплодившихся в годы Муртазы Рахимова, а также недавно созданных из отставных чиновников. Они тут же объявили инициативы президента, как шаги к искоренению башкирского языка и башкирской культуры. Покатились митинги и демонстрации, распространяются всякие страшилки.

Вопреки распространенному мнению в националистических кругах, башкирский язык, находясь в составе России, не вымер до сих пор. Напротив, он получил небывалое развитие. Он обрел собственный алфавит, литературную форму, появились многочисленные поэты и писатели, театры, композиторы, благодаря русскому языку произведения башкирских авторов стали широко известны в стране и за рубежом. Башкирский язык преподают в школах и высших учебных заведениях.

Новые поручения президента , конечно, ставят в непростое положение региональные власти. Кроме того, что надо отбиваться от национально настроенных активистов, требующих вернуться в рахимовские времена, надо еще думать о том, что же делать с большим количеством учителей башкирского языка, которые могут оказаться не у дел. В этом плане вроде бы найдено решение, по крайней мере, глава республики Рустэм Хамитов запретил увольнять учителей, а в случае сокращения часов, найти им дополнительные занятия – внеклассные или по другим предметам. Министерство образования тоже ищет возможности наладить нормальное изучение башкирского языка. Похоже, резких движений в этом году не будет. Недавно министр образования Гульназ Шафикова объявила, что более 70% родителей в республике выбрали добровольное изучение башкирского языка, написав об это соответствующие заявления. Как этого добилось минобразования, другой вопрос, но первая напряженность должна спасть, а в дальнейшем будут приняты какие-то приемлемые решения.

Со своей стороны глава региона Рустэм Хамитов издал Указ о мерах по развитию государственных языков Башкирии и языков республики. Правительству поручено разработать и утвердить государственную программу по сохранению и развитию государственных языков Республики Башкортостан и языков народов республики. В ней будут предусмотрены три подпрограммы: «Башкирский язык», «Русский язык» и «Родные языки».

Можно сказать, что государственная власть уходит от стереотипов, сложившихся в годы преобразований, от эмоциональных оценок, и начинает трезво оценивать обстановку в языковой сфере. Надо найти такие решения, которые устроят большинство нашей большой и разнообразной страны. Иначе язык нас действительно доведет до Киева. Языковая проблема на Украине привела к тому, что часть населения вообще отделилась от тамошнего государства, а другая часть ведет гражданскую вооруженную борьбу.

 

Сергей Кузнецов

 

*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. 

Другие статьи автора

В депутаты пошли министры

Политический обозреватель Сергей Кузнецов о том, что в этот раз Государственное собрание республики получило заметное усиление. Без сомнения, министры должны поднять уровень принимаемых законов, и сам парламент усилит свое влияние.