Автопресса
Юлия Плеханова, фото: http://www.ahtubinsk.ru
Эксперт о вступивших сегодня в силу поправках в закон об ОСАГО
С сегодняшнего дня вступают в силу поправки в закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств». Основным изменением становится замена денежной выплаты пострадавшим в ДТП – проведением ремонтных работ по восстановлению автомобиля. Получить наличные отныне можно будет в исключительных случаях: полное уничтожение автомобиля, причинение вреда здоровью потерпевшему средней тяжести, тяжкого вреда или гибели, а также в случае, когда стоимость ремонта превышает максимально возможную по закону выплату в 400 тысяч рублей. В остальных случаях транспортные средства страховые компании будут направлять в ремонтные мастерские для полного восстановления (владелец может выбрать СТО из списка предоставленного страховой компанией). При этом необходимо отметить, что нововведения будут касаться только владельцев полисов нового образца. Приобретенные ранее полисы также остаются в ходу на старых условиях до истечения их срока действия.
- На мой взгляд, закон получился весьма спорным и несправедливым. Обязательное натуральное возмещение распространяется только на физических лиц, владельцев транспортных средств зарегистрированных на территории России. Для юридических лиц и для иностранцев все осталось по-прежнему, они имеют право выбора – денежная выплата или ремонт. В процессе обсуждения речь шла о том, что натуральное возмещение будет производиться без учета износа автомобиля. Это был, пожалуй, самый важный вопрос. В итоге в подписанном документе прямо противоположная ситуация. Страховщики будут производить расчеты стоимости ремонта с учетом износа поврежденных деталей, - говорит руководитель межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав водителей» Алексей Булатов. - Элементарный пример: у вас 5-летняя иномарка. Вы попали в ДТП, причем не по своей вине! Страховая компания осматривает машину и приходит к выводу, что общий износ составляет 50%. Соответственно будет произведена и оплата стоимости запчастей. Недостающие 50% автолюбителю придется доплачивать из своего кармана. Вот и представьте: на ремонт необходимо, к примеру, 100 тысяч рублей, 50 страховая компания переведет на счет автосервиса, еще 50 должен принести владелец машины. Причем, автолюбитель здесь попадает в очень сложную ситуацию – раньше он мог найти сервис дешевле или вовсе произвести ремонт своими силами, сейчас он этой возможности лишен, страховая компания направит в сервис из списка своих контрагентов. Здесь конечно необходимо отметить, что 50% это максимально возможная уценка стоимости ремонта вследствие износа автомобиля, предусмотренная законом.
Существует единая методика, утвержденная Центробанком России, по которой страховая компания оценивает износ. Также существует справочник стоимости запасных частей, по которому определяется их цена. Причем сейчас уже ни для кого не секрет, что цены в этом справочнике достаточно серьезно отличаются от рыночных.
Я уверен, что по ряду вопросов неизбежно будут возникать спорные моменты. Первый – качество ремонта. К слову, законом предусмотрена гарантия на ремонтные работы на полгода, на качество лакокрасочных работ – на год. Ответственность будет нести страховая компания. Второе – расчет износа автомобиля. Как я уже сказал, этот показатель будет впрямую бить по карманам автовладельцев. Третье – никто не отменял возмещение утраты товарной стоимости новых автомобилей. Страховые компании умалчивают об этом. Ну и, конечно же, самым острым вопросом всегда остаются сроки. Все работы по восстановлению автомобиля должны быть произведены в 30-дневный срок с момента предоставления автомобиля в автосервис. Я предполагаю, что автомобили на ремонт будут принимать только после получения всех необходимых запчастей, а в ожидании доставки автомобиль будет находиться у владельца, но в неисправном состоянии.