Автомир
Инна Шмадченко
Европротокол: за и против
Урегулирование ДТП по европротоколу – это самостоятельная фиксация ДТП его участниками (с целью дальнейшего обращения в страховую компанию за выплатой) без вызова сотрудников полиции.
Специально для ГОРОБЗОР.РУ комментирует Иршад Ахмеров, директор Уфимского филиала АО «СОГАЗ»:
– Хочу отметить, что в последнее время в целом по стране европротокол пользуется все большей популярностью. Во-первых, потому что это удобно для всех участников движения. Ведь зачастую в ожидании приезда сотрудников ГИБДД поврежденные автомобили надолго перекрывают проезжую часть, создавая огромные пробки. В итоге люди терпят определенные неудобства, опаздывают на работу. Самостоятельное оформление ДТП по европротоколу позволяет его участникам разъехаться в максимально короткий срок, так как они экономят время на ожидание сотрудников ГИБДД. А «разгрузив» дорогу, они тем самым экономят время и другим водителям. То есть, в данном случае европротокол – это своеобразное «лекарство» от пробок.
Вторая причина роста популярности – увеличение страхового покрытия при европротоколе до 50 тысяч рублей. По оценкам специалистов, порядка 70-80% ДТП, которые происходят в крупном в городе, незначительны – ущерб по ним не превышает 50 тысяч рублей (в Российском союзе автостраховщиков подсчитали, что в январе-июне 2016 года средняя выплата при оформлении европротокола составила 21,8 тысячи рублей).
В Уфимском филиале СОГАЗа число заявлений на выплату по страховым случаям, оформленным по европротоколу, за первые семь месяцев 2016 года увеличилось в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Зачастую «сдерживающим» фактором для оформления ДТП по европротоколу автовладельцев становятся опасения, что они допустят ошибку при оформлении документов, в результате у них могут возникнуть сложности при получении страховой выплаты. Из опыта работы филиала хочу заметить, что доля отказов в выплате по ОСАГО в целом незначительна. Например, в СОГАЗе она не превышает 2%. А по прямому урегулированию убытков по европротоколу процент отказов еще ниже, поскольку при таком оформлении документов у сторон-участников ДТП нет разногласий. А чтобы у автомобилистов было больше уверенности при самостоятельной фиксации ДТП, напомню некоторые важные правила.
Первое, это условия, при которых возможно оформление документов по европротоколу: участникам ДТП стали два автомобиля; не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пешеходов, пассажиров; у каждого водителя есть действующий полис ОСАГО и уучастников ДТП нет разногласий). Следующий шаг - правильно заполнить бланк Извещения о ДТП, который был выдан в страховой компании при оформлении договора ОСАГО. Как показывает практика, при оформлении ДТП по европротоколу наиболее часто выявляемые ошибки связаны с неполным/некорректным заполнением бланка «Извещение о ДТП» его участниками, что выражено в противоречивых сведениях об обстоятельствах случая. Извещения о ДТП должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП, – то есть, необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка. Обязательно составьте схему ДТП. На лицевом бланке оба водителя ставят свои подписи. Обратите внимание, что другой водитель должен подписать оба листа Извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.
Следующий момент, о котором необходимо помнить, – это сроки извещения ГИБДД и страховой компании. Обратиться в ГИБДД, чтобы зафиксировать самостоятельно оформленную участниками ДТП схему, необходимо незамедлительно, в тот же день, когда произошло ДТП. В страховую компанию документы о ДТП необходимо предоставить в течение 5 рабочих дней с момента ДТП. Данное требование обязательно как для потерпевшего, так и для виновника ДТП. При этом нельзя приступать к ремонту ТС в течение 15 дней с момента ДТП (или письменно согласовать этот вопрос со страховой компанией).
В любом случае, если возникли вопросы, у водителей всегда есть возможность позвонить в Call-центр страховой компании и получить соответствующую консультацию.