Автомир
Лев Стрельцов
Российские автостраховщики нашли очередное основание для повышения тарифов
В системе обязательного автострахования назревает новый конфликт.
Пленум Верховного суда России 29 января принял постановление «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Каким образом изменится практика выплат по «автогражданке» после принятия этого документа?
Новое постановление принято, прежде всего, для того, чтобы разгрузить суды. По мнению начальника Управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаила Порватова, оно четко зафиксировало права и обязанности участников процесса урегулирования убытков: автовладельцев, страховщиков, экспертов-техников, судей.
В частности, постановление регламентирует применение единой методики определения расходов на восстановительный ремонт автомобилей. Вводятся новые, более жесткие стандарты действий — как для страховщиков, так и страхователей.
Аналогичного мнения придерживается и вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.
- Постановление Верховного суда будет способствовать разгрузке судов на 50 процентов. Раньше один эксперт считал по одной методике, второй - по другой методике, в результате суммы у них отличались иногда в разы, стороны не могли договориться, пострадавший шел в суд, - говорит он. - Верховный суд же постановил: только единый документ, только единые ценовые справочники.
С другой стороны, законодательное закрепление единой методики расчета выплат, скорее всего, повлечет за собой требование страховых компаний вновь увеличить тарифы ОСАГО. Как отмечает заместитель директора по страховым рейтингам «Эксперт РА» Наталья Данзурун, темпы выплат пострадавшим почти вдвое превышают темпы прироста взносов.
Так, средняя выплата в третьем квартале 2014 года составила 34,6 тысяч рублей, превысив на 5,2 тысячи рублей показатель аналогичного периода предыдущего года. При этом средняя страховая премия за период выросла на 0,1 тысячу рублей — до 3,3 тысяч рублей. Даже лидеры страхового рынка демонстрируют сокращение взносов.
- Если тариф останется прежним, особенно при росте лимитов «по жизни и здоровью», кризис в ОСАГО рискует усугубиться, - считает Наталья Данзурун.
Так ли полезна и точна новая методика, разработанная Российским союзом автостраховщиков? Специалисты автомобильного издания «За рулем» решили проверить ее на конкретном автомобиле, попавшем в ДТП.
Оказалось, что цены на детали в справочнике РСА по большинству позиций цены заметно ниже рыночных. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару, а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода. Занижена также и стоимость выплат на ремонтные работы.
Существуют и другие моменты, на которые стоит обратить внимание. Доктор физико-математических наук, профессор, директор «Независимого актуарного информационно-аналитического центра», член правления Гильдии актуариев Валерий Баскаков обращает внимание на то, что в принципе дается неправильная оценка состояния российского рынка автострахования. Часто сравнивают, «сколько собрали – и сколько выплатили».
- Такой подход самый простой, - поясняет он, - но экономически он не оправдан. При оценке реальной убыточности ОСАГО, некорректно и непрофессионально сравнивать показатели «собрали-выплатили». Связано это с тем, что выплаты пострадавшим производятся часто значительно позже взносов и теоретически эти средства «работают» на страховщиков – в партнерских банках, на фондовом рынке и тому подобное.
Тем не менее, перспектива роста тарифов ОСАГО становится все более вероятной. По мнению генерального директора «Международной актуарной компании» Евгения Яненко, суммарное увеличение тарифа по ОСАГО без учета роста курса валют должно составить 56,7 процентов.
Таким образом, автостраховой бизнес по-прежнему остается прибыльным. В убыточных сегментах компании не работают. Пример – агрострахование. Если в южных регионах страны страховые компании работают активно, в Башкирии в 2014 году страховыми услугами воспользовались менее ста производителей, всего было застраховано 12,4 процентов посевных площадей.