Автомир
ГОРОБЗОР.РУ, по информации пресс-службы Информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза»
Вячеслав Лысаков: перемены в ОСАГО давно назрели, но может получиться «как всегда»!
Если повышать тариф, то надо считать все, чтобы не получилось «как всегда», считает депутат Госдумы РФ, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», лидер Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия Вячеслав Лысаков.
Отрасль ОСАГО давно переживает кризис. С этим не спорит ни власть, ни актуарии, на эксперты, ни страхователи.
Страховщики говорят, что нужно повышать тариф. Эксперты также склоняются к тому, что повышать тариф надо. Даже значительная часть страхователей готова с этим согласиться, если выплаты за причиненный ущерб будут покрывать затраты на ремонт, а сумма страхового покрытия увеличится.
Новый госрегулятор страхового рынка Банк России уже предложил повысить базовый тариф - на 23,5 процентов. Но такое решение, во-первых, не подкреплено обоснующими расчетами, во-вторых, как оказалось, предложенная цифра не включает повышение лимита выплат за вред жизни и здоровью со 160 до 500 тысяч рублей, как это предусмотрено поправками, уже прошедшими первое чтение в Госдуме. Половинчатое решение без обоснований вряд ли будет способствовать снятию социальной напряженности в связи с проблемами ОСАГО.
Почему предложено 23 процента?
Есть два расчета. По заказу ЦБ, Независимый актуарный информационно-аналитический центр провел актуарные расчеты. К сожалению, статистики, необходимой для полномасштабных актуарных расчетов с 2004 по 2010 годы, практически нет, это признал и ЦБ. Обработали, все что было: 120 миллионов полисов и 7 миллионов выплат по страховым случаям. Еще учтена инфляция последних 10 лет, а также предстоящее увеличение лимита ответственности до 400 тысяч рублей.
После этого появилась предложение повысить существующий тариф на 41 процент. Британские актуарии Towers Watson, привлеченные ЦБ для независимой оценки произведенных расчетов, посчитали, что расчет некорректен, и тариф должен быть повышен до 30,9 процентов.
Но ни те, ни другие актуарии не учитывали, что с введением Единой методики оценки стоимости восстановительного ремонта суммы выплат должны измениться - и в этом третья проблема.
Новая редакция Закона об ОСАГО даст автовладельцу возможность выбора: направление на ремонт или возмещение ущерба деньгами для восстановительного ремонта. При этом стоимость нормо-часа и стоимость запчастей должны быть реально среднерыночными, хотя износ автомобиля будет учитываться по-прежнему.
- Мы ожидаем, что выплаты возрастут, но это нужно проверить. Учитывали ли это НААЦ и Towers Watson? Нет, такой задачи им и не ставилось, - отмечает Вячеслав Лысаков. - Если уж повышать тариф, то надо считать все, чтобы не получилось «как всегда».
Кстати, 10 июня в РСА состоялась встреча независимых экспертов Комитета по финансовым рынкам Госдумы с актуарной компанией, производившей расчеты повышения тарифов по ОСАГО по заказу ЦБ. Есть признаки того, что страховщики готовы к откровенному диалогу.