Образование
ГОРОБЗОР.РУ, по информации информцентра в рамках мониторинга ФЦПРО
Электронные учебники все активнее внедряются в российские школы
29 июля представители Минобрнауки России, эксперты в сфере образования и руководители ведущих книжных издательств обсудили основные подходы к созданию, распространению и использованию интерактивных образовательных технологий и электронных учебно-методических материалов в школах.
Участники встречи выразили единогласное мнение, что переход на электронные учебники — современная общемировая тенденция.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января 2015 года для включения в федеральный список учебников издательства должны будут представлять на экспертизу печатную и электронную версию учебников.
- Важно понимать, что министерство рассматривает электронный учебник как определенную форму печатного учебника, поэтому их структура и содержание должны соответствовать определенным требованиям, — отметил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования минобразования РФ Павел Сергоманов.
Заместитель директора Центра социального прогнозирования и маркетинга Александр Арефьев рассказал о мониторинге реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, в ходе которого проводилось исследование тенденции развития в школе активных форм обучения и широты использования электронных учебников в 2000-2014 годах.
Были опрошены 400 экспертов — руководители учреждений общего школьного образования из 22 регионов страны.
Как показал опрос, в каждой школе имеется в среднем по два компьютерных класса, на один класс приходится в среднем 12 учащихся, абсолютное большинство школ подключено к интернету. В 82,8 процентов школ имеются электронные средства учебного назначения.
Для оценки экспертам был предложен список из 49 электронных учебников, которыми школы снабжаются последние 10 лет. Из 49 подвергшихся экспертной оценке имеются всего 9 учебников, которыми оснащены в среднем каждая вторая школа и были названы «полезными» для учебного процесса.
Не менее трети опрошенных руководителей школ указали на наличие потребности в ряде электронных учебников, отсутствующих в школе. В целом используется в среднем не более 50 процентов электронных учебников, имеющихся в общеобразовательном учреждении.
Основные причины недоиспользования в школе электронных учебников, по мнению экспертов, — недостаток компьютерных классов для их «бронирования» для всех предметников (28,4 процентов) и отсутствие необходимого количества компьютеров (17,5 процентов). Многие эксперты (84,7 процентов) высказали положительное мнение об электронных учебных изданиях для школы.
Представители российских издательств сошлись во мнении, что им предстоит сложный процесс регулирования авторских прав, связанный, в том числе, и с включением в электронный учебник большого количества мультимедийного контента.
В целом, участники круглого стола уверены, что внедрение электронных учебников в современный образовательный процесс расширяет и стимулирует возможности школьного обучения, делает этот процесс более интенсивным и увлекательным, способствует успешной коммуникации между педагогом и школьником, при этом речь не идет о вытеснении традиционного, полиграфически исполненного учебника из школьной практики.
Сейчас при Минобрнауки России создана специальная рабочая группа, которая занимается выработкой требований к электронным учебникам, их содержанию, структуре, рабочим характеристикам, соблюдению правил безопасности и безвредности для здоровья детей.