Технологии
Источник: gzt.ru
Авиаперевозчики перестали выписывать бумажные авиабилеты
С 1 июня согласно предписанию Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) российские авиакомпании, входящие в эту ассоциацию ("Аэрофлот", "Россия", S7, "Трансаэро", "Владивосток Авиа", "Волга-Днепр"), должны прекратить продажу бумажных авиабилетов и перейти на билеты электронные, или e-tickets. Предполагается, что e-tickets - билеты, приобретаемые через интернет или в кассах авиакомпаний и их агентов за наличные либо по безналичному расчету, - можно будет купить в любое время суток за считанные минуты без потери времени и нервов. Но в России отказ от бумажных билетов, скорее всего, произойдет на международных рейсах и будет сопровождаться сбоями в электронных системах и нервотрепкой. А за бумажный дубликат e-tickets придется доплатить.
«С 1 июня 2008 года из BSP (система электронных взаиморасчетов IATA. - "Газета") будут полностью исключены бумажные билеты, - заявил менеджер системы BSP представительства IATA в России и СНГ Владимир Проскурин на пресс-конференции в пятницу. - В России в системе BSP работают 420 агентов и 45 авиакомпаний, и 96% продаваемых ими билетов выписывается в электронном виде. Это около 100 тысяч билетов ежемесячно». В целом в Европе и США на e-tickets приходится 97% всех продаваемых билетов, а в России - порядка 16%. Внедрение e-ticketing в нашей стране тормозится сбоями в системах электронных продаж (см. номер "Газеты" от 11 октября 2007 года), неразвитостью интернета и желанием российских граждан, наученных горьким опытом, иметь в доказательство права на полет что-то посущественнее виртуальной записи на сервере авиакомпании.
На пресс-конференции Владимир Проскурин нахваливал e-tickets: «Для населения ничего не меняется. Просто раньше данные пассажира и его перемещения во времени и пространстве распечатывались на типографском бланке, а теперь эти купоны, которые мы обычно бережем как зеницу ока, - эти купоны со всеми данными, защищенными паролями, будут храниться на сервере компании-перевозчика». По его словам, электронный билет проще купить, перебронировать, то есть поменять рейс, или внести в него изменения, связанные со временем или маршрутом перемещения из одной страны в другую. Но главное достоинство e-tickets в том, что его невозможно потерять и подделать. Впрочем, Проскурин все-таки порекомендовал пассажирам распечатывать квитанцию - на память.
Электронные билеты, которые IATA предложила своим членам в 2004 году, российские авиакомпании начали использовать не сразу. Например, самой первой ввела e-tickets "Трансаэро". Участвовавшая в пресс-конференции заместитель коммерческого директора S7 Airlines Елена Музыкантова заявила, что ее компания приступила к продаже электронных билетов в апреле 2007 года, а полностью перейти на выписку e-tickets рассчитывает уже во время зимнего сезона 2008-2009 годов. "Сегодня кассы S7 по умолчанию выписывают электронный билет. Число пассажиров, которые хотят получить бумажный билет постоянно сокращается", - отметила Музыкантова. По данным компании, из общего количества пассажиров всего 0,03% обратившихся за услугами в S7 Airlines попросили выписать бумажный билет. Для пассажиров, настаивающих на выписке бумажного билета, по словам Музыкантовой, авиаперевозчик рассчитывает ввести дополнительную плату в 10 евро. Примерно такую сумму экономят авиакомпании на обработке купонов по проданным бумажным билетам. "В среднем авиакомпаниям, входящим в IATA, обработка купона авиабилета обходится в $9", - подтвердил Проскурин.
Трудно сказать, что именно - общий прогресс или стремление пассажиров сэкономить 10 евро - поможет российским компаниям победить бумажные билеты. Однако переход на e-tickets будет продолжаться. "Без системы электронных билетов присутствовать на зарубежном рынке будет сложно", - поясняет глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Источник: gzt.ru