Экономика
Источник: gzt.ru
Минтранс предлагает выбрать между инфляцией и бюджетом
В ближайшие недели Минтранс, МЭРТ и Минфин определят, на чьи деньги модернизировать железнодорожную отрасль. Сумма немаленькая. Как заявил в четверг после заседания правительства руководитель Минтранса Игорь Левитин, для модернизации отрасли необходимо около 1,4 трлн рублей. Правительству предстоит выбрать: либо взять эти деньги из бюджета, либо позволить Минтрансу ввести в тариф для грузоперевозчиков инвестиционную составляющую. Других источников финансирования в Минтрансе не видят.
Транспортная стратегия
Железнодорожная инициатива Минтранса включена в программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы", которую в четверг обсуждал кабинет министров. Эту программу Минтранс вместе с региональными властями готовил больше года. Правительство ее одобрило. Однако к 15 мая Минтранс, МЭРТ и Минфин должны учесть замечания и поручения, для того чтобы успеть внести документ в правительство вместе со стратегией социально-экономического развития России до 2020 года, которую должен в мае дописать МЭРТ.
Реализация этой программы сулит России светлое транспортное будущее. Она должна обеспечить ввод в эксплуатацию 4,7 тысячи км новых железнодорожных линий, строительство и реконструкцию 7,3 тысячи км автодорог федерального значения и 116 взлетно-посадочных полос. Из федерального бюджета на финансирование программы выделят 4,6 трлн рублей. "В результате ее реализации на треть вырастет транспортная потребность населения, в 30 раз увеличится количество трансфертных пассажиров в узловых аэропортах, практически 100% автодорог федерального значения с твердым покрытием будут соответствовать нормативным требованиям", - нарисовал фантастические картины премьер Виктор Зубков.
Тариф или смерть
Как записано в программе, транзит грузов по территории России увеличится с 28 млн тонн в этом году до 42,7 млн тонн в 2015 году. Большая часть будет перевезена по железной дороге. Однако эти цифры могут подвергнуть корректировке в зависимости от того выбора, который сделают в ближайшие дни профильные министерства. "Здесь вопрос такой: насколько введение инвестиционной составляющей повлечет увеличение стоимости грузоперевозок", - заявил Левитин. Доля инвестсоставляющей в росте грузовых тарифов в 2009 году оценивается примерно в 6-8%, что может привести к заметному раскручиванию инфляции, которая и так в этом году может превысить 15%.
Альтернатива - прямая бюджетная поддержка отрасли. Дефицит финансирования железной дороги составляет 1,4 трлн рублей, подсчитали в Минтрансе. Таким образом, это увеличит затраты на программу почти на треть - до 6 трлн рублей. В 2009 году, по словам Левитина, федеральный бюджет впервые станет напрямую выделять средства для финансирования отрасли. Ничего не мешает ему делать это и в будущем, до 2015 года включительно. "Если это окажутся деньги из бюджета, то так будет лучше для населения и для российской экономики", - намекнул на правильный выбор правительству глава Минтранса и кинул камень в огород главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, заявив, что запланированный рост железнодорожного тарифа менее значителен, чем рост тарифов в энергетике.
Куда ведут рельсы
Аппетиты Минтранса не ограничиваются железной дорогой. Деньги нужны и для развития автодорог. Игорь Левитин до сих по не оставил надежд на то, что госкорпорация по развитию российских автодорог все же появится. Однако после того как против госкорпорации публично высказался первый вице-премьер Сергей Иванов, ее политкорректно переименовали в госкомпанию. "Есть различные варианты: акционерное общество, госкорпорация, некоммерческая компания", - объяснял Левитин. По его мнению, такая компания не должна заниматься строительством автодорог, она должна быть главным заказчиком по их строительству и обслуживанию. Но тогда в собственность компании нужно передать все автодороги и финансировать ее из федерального бюджета. Как заявил Левитин, вопрос активно обсуждается с Минфином и МЭРТом, а решение может быть принято в июне.
Главными задачами будущей компании могут стать поиск инвестора на строительство платной дороги Москва - Санкт-Петербург (началось формирование будущей трассы, выкуп земли и т.д.) и проект развития московского транспортного узла. На него мэр Москвы Юрий Лужков просит 4 трлн рублей, но Минтранс изыскал средств только на 30% программы.
Источник: gzt.ru