Экономика
Алина Баширова
Антимонопольному ведомству развязали руки: итоги пресс-конференции с руководителем УФАС РФ по Республике Башкортостан
Вчера, 3 августа, Руководитель УФАС РФ по Республике Башкортостан Зульфира Акбашева рассказала журналистам о новых правах антимонопольного ведомства.
«Второй антимонопольный пакет», включающий изменения, внесенные в Федеральный закон «О защите конкуренции», в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс РФ, устанавливает совершенно новые правила по защите конкуренции в нашей стране.
- Поправки эти готовились антимонопольной службой годами, но дело не двигалось с места, пока политическая воля государства не изменилась, - пояснила журналистам Зульфира Акбашева.
Прежде всего, для повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольщики получили право проводить внеплановые проверки без предварительного уведомления проверяемых лиц. Кроме того, впервые установлена персональная ответственность чиновников за нарушение антимонопольного законодательства вплоть до их дисквалификации.
Прежде всего, для повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольщики получили право проводить внеплановые проверки без предварительного уведомления проверяемых лиц. Кроме того, впервые установлена персональная ответственность чиновников за нарушение антимонопольного законодательства вплоть до их дисквалификации.
Но самое основное – это то, что теперь нарушение конкурентного законодательства страны впервые подпадает под уголовную ответственность, – подчеркнула руководитель УФАС.
Теперь для определения доминирующего положения монополиста совершенно необязательно, чтобы его доля на рынке составляла 35%, как это было ранее. Достаточно того, что он может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке. При определении монопольно высокой цены товара будут использоваться: затратные методы исследования (оценка расходов и прибыли), «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценами на аналогичных рынках) и «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода. Штрафы должностных лиц за злоупотребление доминирующим положением на рынке увеличены до 50 тысяч рублей.
Изменения, внесенные в КоАП, призваны защитить права предпринимателей при проведении торгов при размещении государственного и муниципального заказа. Административными правонарушениями чиновников теперь будут считаться: неразмещение заказов на поставки товаров, нарушение сроков возврата денежных средств, продолжение действий по размещению заказа в случае его приостановления, уклонение должностного лица от заключения контракта, непредставление сведений о заключении госконтракта.
- Сейчас по нашим данным, на территории России в 58% объявленных аукционов и торгов принимает участие только один участник, остальные отклоняются и отсекаются устроителями. Очень много нарушений в этой области и антимонопольная служба буквально завалена жалобами хозяйствующих субъектов на такие аукционы. Выявленные нарушения в этой сфере теперь напрямую будут соприкасаться с уголовным законодательством, – пояснила Зульфира Акбашева.
Мы задали вопрос: – А будет ли повышена ответственность самой ФАС при принятии ее решений, поскольку в проекте был пункт о замене простого протокола об административном правонарушении, коллегиальным решением комиссии ФАС?
– Да, этот пункт тоже вошел в пакет изменений законов, но в системе ФАС этот порядок действует уже с 2005 года, когда руководителем службы стал Игорь Артемьев, - ответила Корреспонденту ГОРОБЗОР.РУ Руководитель Башкортостанского УФАС РФ по Республике Башкортостан. – Все решения принимаются с тех пор коллегиально. Кроме того, существуют Экспертные советы – по малому бизнесу, по рекламе, по естественным монополиям, что повышает антикоррупционную защиту нашей службы и ее решений.
Теперь для определения доминирующего положения монополиста совершенно необязательно, чтобы его доля на рынке составляла 35%, как это было ранее. Достаточно того, что он может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке. При определении монопольно высокой цены товара будут использоваться: затратные методы исследования (оценка расходов и прибыли), «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценами на аналогичных рынках) и «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода. Штрафы должностных лиц за злоупотребление доминирующим положением на рынке увеличены до 50 тысяч рублей.
Изменения, внесенные в КоАП, призваны защитить права предпринимателей при проведении торгов при размещении государственного и муниципального заказа. Административными правонарушениями чиновников теперь будут считаться: неразмещение заказов на поставки товаров, нарушение сроков возврата денежных средств, продолжение действий по размещению заказа в случае его приостановления, уклонение должностного лица от заключения контракта, непредставление сведений о заключении госконтракта.
- Сейчас по нашим данным, на территории России в 58% объявленных аукционов и торгов принимает участие только один участник, остальные отклоняются и отсекаются устроителями. Очень много нарушений в этой области и антимонопольная служба буквально завалена жалобами хозяйствующих субъектов на такие аукционы. Выявленные нарушения в этой сфере теперь напрямую будут соприкасаться с уголовным законодательством, – пояснила Зульфира Акбашева.
Мы задали вопрос: – А будет ли повышена ответственность самой ФАС при принятии ее решений, поскольку в проекте был пункт о замене простого протокола об административном правонарушении, коллегиальным решением комиссии ФАС?
– Да, этот пункт тоже вошел в пакет изменений законов, но в системе ФАС этот порядок действует уже с 2005 года, когда руководителем службы стал Игорь Артемьев, - ответила Корреспонденту ГОРОБЗОР.РУ Руководитель Башкортостанского УФАС РФ по Республике Башкортостан. – Все решения принимаются с тех пор коллегиально. Кроме того, существуют Экспертные советы – по малому бизнесу, по рекламе, по естественным монополиям, что повышает антикоррупционную защиту нашей службы и ее решений.