Общество
ГОРОБЗОР.РУ
ОСАГО: пешеходов опять «не посчитали»
Председатель МОД «Союз пешеходов» Владимир Соколов считает, что в новой редакции закона об ОСАГО тарифы должны быть увеличены еще больше.
Споры вокруг ОСАГО не утихают. Страховщики утверждают, что ОСАГО – убыточно, и требуют повышения тарифов. Страхователи жалуются на низкие выплаты, которых не хватает на ремонт. Центробанк подтверждает: да, тарифы повышать надо, но вот на сколько? Актуарии озвучили разные цифры: и 23 процента, и 28 процентов, и 41 процент.
Что было учтено в расчетах? Инфляция, прогнозируемый рост страховых случаев и рост продаж полисов ОСАГО, а также коэффициент «бонус-малус». Однако, по мнению Союза пешеходов, не были учтены два важнейших фактора: изменение методики расчета стоимости восстановительного ремонта и изменение условий выплаты компенсаций за вред жизни и здоровью, а также размера максимальной выплаты.
Второе приведет к тому, что резко возрастет число обращений за компенсацией пострадавших в ДТП пешеходов, водителей и пассажиров. По оценкам экспертов «Союза пешеходов», рост возможен с 10 – 12 тысяч до 140 – 180 тысяч (при общем количестве пострадавших и погибших около 300 тысяч человек в год).
Это обусловлено новой редакцией закона об ОСАГО, в которой сумма максимальной выплаты за вред здоровью увеличена с 160 тысяч до 500 тысяч рублей. А также тем, что предварительные выплаты за вред здоровью можно будет получить без предоставления подтверждающих затраты документов и еще на этапе лечения. Соответствующая поправка внесена «Союзом пешеходов» через депутата Госдумы Вячеслава Лысакова. Ранее такой возможности не было, и поэтому за выплатами к страховщикам обращалось ничтожно мало пострадавших, всего около 3 процентов.
Рассчитывая, насколько должен быть повышен тариф, опирались на имеющуюся статистику. Задания по оценке увеличения выплат за вред здоровью и жизни просто не ставилось. Но даже если бы было поставлено - на базе статистики страховщиков оценить будущие выплаты было бы просто невозможно.
- Ведь точных данных о том, сколько всего граждан получило легкий, средний, тяжкий вред здоровью, сколько человек потеряли кормильцев – у страховщиков никогда попросту не было, поскольку, как мы говорили, пострадавшие почти не обращались за возмещением из-за громоздкой процедуры и мизерных выплат, - говорит Владимир Соколов.
Он считает, что теперь все может измениться:
- Мы ожидаем, что пешеходы, пострадавшие в ДТП, будут в сотни раз чаще обращаться в страховые компании за возмещением. И суммарные выплаты в рассматриваемой редакции закона могут увеличиться многократно и составят от 11 до 15 миллиардов рублей. Эту-то сумму как раз и не подсчитали!
Таким образом, предлагаемые сейчас тарифы по-прежнему не смогут обеспечить всех пострадавших участников дорожного движения адекватными выплатами. Это будет означать, что и пешеходы, и водители рискуют по-прежнему остаться в абсолютно незащищенном положении, и те и те по-прежнему будут должны восстанавливать здоровье за свой счет.
А у всех ли пострадавших хватит на это денег? Практика показывает – увы, нет. И без страховых выплат тут не обойтись.
Для более точного расчета нужна статистика медучреждений о тяжести вреда здоровью, получаемого пешеходами в ДТП, статистика ГИБДД о виновности/невиновности граждан, получивших вред здоровью различной тяжести. Нужно поднять и данные о количестве погибших кормильцев (только их наследники имеют право на компенсацию). Давайте считать снова.