Общество

Екатерина Тимиряева

Раввин Дан Кричевский: «Это нелегко: каждый день думать о том, как сделать жизнь лучше»

Раввин Дан Кричевский: «Это нелегко: каждый день думать о том, как сделать жизнь лучше»

Представитель Главного раввината России в Уфе Дан Кричевский рассказал ГорОбзор.ру о жизни в Уфе, прощении, посещении Освенцима и отдыхе после 120 лет.

 

- Есть ли у Вас любимая еврейская пословица?

- Все они любимые, но хорошая пословица - «Никогда не поздно».

- Есть замечательные, на мой взгляд, еврейские пословицы -  «Когда нечего делать - берутся за великие дела», «Бедные родственники - дальние родственники», «Вошло вино  - вышла тайна».

- Их очень много, но самое главное, что все еврейские пословицы идут из реальной жизни. Вообще, есть такая известная пословица, ее сказал наш Пятый Любавичский ребе - был такой духовный лидер. Он все заповеди соблюдал и его любимая пословица была на идиш «Люди в мире живут так, что идя прямо и видя препятствие стараются их как-то обойти. А надо сразу идти в полную мощь. Так, чтобы даже препятствие для нас не являлось препятствием», понимаете? Например, если сравнить с машиной, то не только при необходимости включать полный привод, а постоянно ехать на полном приводе. Так и в жизни - не надо думать, что завтра будет время, будет удобнее, нужно ждать удобного случая. Нет. Никто никогда не знает, что будет завтра. Сейчас, сегодня надо сделать по максимуму, что от нас зависит. Что будет завтра, доживем до завтра, будет видно.  

- Но эти и другие пословицы не так популярны, как анекдоты про евреев. Согласны ли Вы с этим и с чем это может быть связано, на Ваш взгляд?

- Во-первых, пословицы тоже очень популярны. Во-вторых, евреи - это народ, который изгнали из одного места, из другого места. Если где-то было плохо или, например, даже в кране нет воды, виноваты жиды. Понимаете? Я думаю, что анекдоты - это в какой-то степени самозащита. Евреи сами эти анекдоты сочинили, сами над собой смеялись и таким образом разряжали обстановку. Вот мы такие-сякие, давайте будем над этим смеяться.

- Как Вы к этому относитесь?

- Это один из ходов, которые надо иногда применять, когда нет другого хода.

- Наверное, можно объяснить и тем, что интерес к евреям всегда был и есть сейчас. Вот, к примеру, на этой неделе Министерство по туризму Израиля заявило, что турпоток из России увеличился на 30%. Как Вы можете это объяснить?

- Это простые вещи. Я вчера прилетел из Израиля, я туда перевез мою семью на месяц. Во-первых, не надо визы. Вот уже легко. Во-вторых, земля обетованная. Святая земля для всех конфессий, для всех религий - и для православия, и для мусульман, и для евреев. Поэтому любой человек, который считает себя верующим или просто как историк, интересующийся, ему интересно посмотреть, что это за храм, что это за река, где Иисус был и так далее, ему это интересно. Далее, там есть три моря. Такое маленькое государство, 450 км вся длина его, но есть Красное море, Средиземное море и Мертвое море. И все это очень близко. Еще одна простая и банальная причина - у каждого из нас тут есть какой-то друг, родственник, который когда-то туда уехал. Все включено, как говорится. Каждый день из России, насколько я помню, примерно 20 рейсов в Тель-Авив. А лететь всего лишь три с половиной часа. Виза не нужна, друзья есть, святая земля и море. Ну, что еще надо?    

- Если верить написанному в интернете, Вы сами переехали в Уфу из Израиля 17 лет назад, чтобы возрождать религиозную еврейскую жизнь в башкирской столице.

- 18 с половиной лет назад.

- Простите, 18 с половиной. Какие задачи перед Вами стояли в 2000-х и какие - сейчас?

- Задачи по сути дела одни и те же. Не было каких-то конкретных задач, списка, условно миссии. Построить синагогу, построить садик. Задача была одна - все, что я могу сделать, чтобы дать евреям в республике возможности жить, как евреям. То есть снять необходимость уезжать отсюда куда-то ради того, чтобы жить по еврейским обычаям. Надо отметить, что именно по этой причине мои родители в 1972 году вынуждены были уехать из России. Тогда они не видели перспективы и возможности жить полноценной еврейской жизнью и дать детям полноценное еврейское воспитание. Поэтому моя задача была в том, чтобы приехать в Уфу и делать все, что я могу сделать, чтобы как-то улучшить жизнь евреев в республике и духовно, и материально. Это было и есть сегодняшняя основная задача. Речь не идет о каком-то плане задач выполненных - упаковал и уехал куда-то дальше. Постоянно я здесь, постоянно есть люди, которым я могу помогать морально, материально и духовно. Я должен сделать все, что зависит от меня, чтобы им было легче. Я вчера этому человеку дал школу, я сегодня могу эту школу улучшить. Вчера, условно, я помог получить сухой паек пожилому человеку, но сегодня я могу этот сухой паек увеличить, еще какой-то компонент туда добавить. Всегда можно улучшить. Поэтому надо быть здесь и улучшать жизнь максимально в чем можешь. Да, это нелегко. Для дураков легко все.

- Что Вы имеете в виду, говоря про дураков?   

- Понятно, это нелегко - каждый день стоять и думать, что я могу сделать лучше, чем вчера. Тем более, как говорится очередь, нуждающихся людей есть. Но единомышленники с тобой. Те, кто может и готов идти с тобой в бой, помогать в решении конкретных вопросов. Таких людей не так много, к сожалению. Итак сегодня в мире не все просто. И, прежде всего, с экономической точки зрения. У меня есть друзья, знакомые, которые не могут позволить себе как раньше лететь куда-то отдыхать не смотря на то, что они работают, как раньше. Зарплаты меньше, путевки стали дороже, остались здесь, не могут куда-то уехать. Понятно, это влияет и морально. Если раньше у них было все хорошо, и можно было обратиться за помощью для бедного человека, почему бы и нет. А сейчас человек сам сидит без настроения. Может быть, у него есть деньги, но настроения нет. Но бывают случаи, когда и денег нет. Поэтому это нелегко: стоять с утра и думать о новых задачах. Но раз мы встали с утра, здоровы-живы, это значит, что Бог хотел, чтобы так было. И он от нас ждет - дайте сегодня то, что вчера не сделали. «Работайте, я же не просто так дал вам жизнь», - имеется в виду. Просто так не бывает.

- Насколько тяжело Вам было, когда Вы только переехали в Уфу. Вы проходили какую-либо подготовку? Где находили силы?  

-  Что значит тяжело? Как это по-другому можно назвать? Нелегко. Давайте будем говорить так. Нелегко и сегодня. Потому что все развивается, все это надо содержать. Все это надо двигать вперед, развивать дальше. Подготовка? Это же жизнь. У нас нет какой-то школы раввинов, нет школы подготовки, условно говоря, про правильный менеджмент, чтение молитв, проведения уроков и так далее. Есть основная школа - учить все еврейские законы. Очень много законов - 613 заповедей. Но самое главное, как учили меня, а я учился в специальной школе до 23 лет, женился потом, спустя год сюда приехал. Как таковой школы, как в спецназе, нет. Понимаете? Самое главное - школа жизни и жизненный опыт. И немаловажно, когда ты знаешь, что зачем ты пришел в этот мир, что от тебя Всевышний требует, и если ты не будешь это исполнять, ты в какой-то степени становишься лишним колесом во всемирной системе, если так можно сказать. Ты не выполняешь, Всевышний может сказать - ты обуза для этого мира и тогда говорят «До свидания». Работать надо. Это нелегко, но интересно. Создаешь, помогаешь людям, иногда разочаровываешься. Например, ты помогаешь человеку, а потом он говорит: «Я ожидал большего». К сожалению, в основном это так. «Спасибо» говорят не так часто. Но какая разница? Мы не работаем для «спасибо». Надо делать все от нас зависящее. А «спасибо», может, и Бог нам скажет. Может быть, это он скажет: «Почему вы не сделали еще больше?». Потом посмотрим, когда придем туда все. Что скажет, то скажет.

- Какие задачи Вы ставите перед собой сегодня?  

- Основная задача перед еврейской общиной сегодня - слава Богу, есть уже школа, детский сад, воскресная школа, есть систематические уроки для женщин, называется «Колель Тора». Это годовая программа, по окончании обучения в которой женщины получают сертификат. Есть такая программа и для мужчин, пять раз в неделю приходят они. Есть у нас для студентов программы, в рамках которой в конце года они получают очень интересную поездку в Европу бесплатно. Уже пятый год подряд к слову. Есть программа для подростков с 12 до 18 лет, которые у нас не учатся. Для них по воскресеньям есть программа. Действует у нас также благотворительный фонд «Хесед Лея», где мы помогаем очень многим пожилым людям. Это разная помощь: например, это вручение перед праздником пайков, поздравлять их. Или, например, если человек получает большую пенсию и нет необходимости помогать ему материально, главное - уделить внимание. Или есть такие люди, которые самостоятельно не могут выйти из дома, они три раза в неделю получают домой горячую еду, которая готовится в Синагоге в кухне. Волонтеры к ним идут раз в неделю и меняют у них белье - стирают, чистят и так далее. Есть у нас такой благотворительный фонд, который помогает нуждающимся. Кто-то после операции, нужен уход, кому-то одежда перед праздником нужна, раздаем сертификаты в разные магазины и прочее.

Но сегодня самое главное, что мы видим - есть необходимость в уходе за пожилыми людьми. Евреи и не обязательно евреи, которые сидят дома и несмотря на то, что у них, может быть, есть состояние, дети обеспеченные и прочее. Но они сидят дома и у них нет вкуса к жизни. Они с утра встают и ждут вечера. Вечером ждут утра. К сожалению, даже если есть сиделка, то у них нет общения. Это состояние одиночества. И в конце концов они умирают не от какой-то болезни, от старости, а от потери вкуса к жизни - им не хочется жить. И вот они умирают от этого, понимаете?

Я вспоминаю свою бабушку покойную, когда она пожилая уже была и мы - мои родители - определили ее в Родительский дом в Израиле. В Израиле, Америке и Европе это очень дорогое удовольствие. Люди всю жизнь, можно сказать, копят деньги, чтобы постареть достойно. Это несколько тысяч долларов в месяц. Я помню, а я был ребенком, тогда это было 6 тысяч долларов в месяц, это были такие сумасшедшие цифры. Даже сегодня это очень большие деньги. Но тогда, я помню, что у нее там было общение. Пожилые общаются между собой, есть смысл стараться выглядеть хорошо, потому что тебя видят твои подружки и пожилые мужчины. Есть дискотеки, совместное приготовление пищи. Более того, в соседних школах ученики первых классов становятся опекунами постояльцев Родительского дома. Приходят после учебы по очереди, по расписанию и этот пожилой человек помогает им делать домашние задания. Они ему рассказывают, как было сегодня в школе. Пожилой человек, в свою очередь, учит его шить, вязать, рисовать. Условно говоря, у одного пенсионера - пять маленьких «опекунов» и при этом пожилой человек знает, когда день рождения у этих детей, а они знают дату его дня рождения. Старший рассказывает им истории о войне и прочее. Во-первых, как это приятно для него и, грех сказать, но пожилой человек иногда ждет этих пятерых детей больше, чем своих внуков и детей. Потому что свои, как правило, приходят и сразу просят подарки. К сожалению, это так мир устроен. И, во-вторых, какое это воспитание для детей. Они сами ждут и стараются учиться хорошо, чтобы не разочаровать этого пожилого человека. И вот так, до последней минуты эти пожилые люди, чем сидеть дома и ждать смерти, они живут. Они ждут, им приятно, они любят кого-то, кто-то любит их. Поэтому сегодня наша основная задача - построить Родительский дом у нас в Уфе. Это именно называется Родительский дом, а не Дом престарелых. Потому что, когда мы говорим о Доме престарелых, у нас ассоциация с тем, что мы недавно видели по телевизору, там был пожар, а мы хотим, чтобы был полноценный, достойный, красивый, уютный Родительский дом, чтобы дать возможность пожилым жить нормально и ради них и ради воспитания молодежи. Ведь, старшие дали нам жизни, воспитали нас, подняли на ноги. Вот это основное. Нелегко, но слава Богу потихонечку двигаемся вперед. Бог помогает, правительство помогает, люди помогают. Словами, материально, морально.

- Духовный еврейский центр появился в 2000-х годах. Как Вы оцениваете результаты за эти годы?

- Думаю, что основное достижение - еврейская община полноценно считается одной из официальных конфессий. У нас три конфессии в Республике Башкортостан. Это всегда было официально на бумаге, де-юро, но не де-факто. Сейчас есть официальное признание еврейской общины. На все мероприятия приглашают представителей еврейской общины. И это не потому что есть конкретное какое-то здание, кирпичи, квадратные метры, а, скорее, потому что еврейская община доказала, что она заботится о людях, что она живет своей жизнью, и это немаловажно. Плюс люди потихонечку больше осознают, что они евреи. И больше соблюдают заповеди. Им более комфортно жить в Республике Башкортостан. Им не нужно искать в Гугле или Яндексе, где есть хорошая еврейская община, чтобы отсюда уехать. Они тут могут жить, могут работать, могут соблюдать свои заповеди. Никто им никогда не скажет: «Эх, вы...» или «Эх, ты...», «Вы что такие верующие», понимаете? Наоборот, будут уважать. У нас в республике хоть ты мусульманин, православный или еврей, ты принципиальный человек, с тобой можно иметь дело. Люди ощущают, что если не дай Бог что-то будет, есть у них еврейская община, которая будет заботиться об их интересах. Если кто-то их будет ущемлять или еще что-то. Это немаловажно. Меньше людей уезжает отсюда, потому что тут им тяжело как евреям. Такого нет. Кто-то едет в Израиль, чтобы получить там бесплатное лечение. Поэтому он едет, оформляет там документы для гражданства, к примеру. Но здесь в Синагогу приходят люди, организм уже сам живет. Приятно видеть улыбки детей и их родителей, которые ходят в Синагогу, и чувствуют себя достойными людьми. Сам факт того, что они знают, что о них кто-то заботится, кто-то им помогает, вот полтора года тому назад мы открыли здесь бассейн. Получают лечение на процедурах дети с ограниченными возможностями - ДЦП, аутизм и прочее, каждый день я их вижу. Между прочим, ни один из них не еврей. Понятно, что 100-процентно здоровыми детьми в том смысле, в котором мы с вами знаем, они не будут. Но улучшить их состояние можно. Условно от 50% до 55-60%. И, во-вторых, для их родителей это немаловажно. Родители, возможно, чувствуют, что в этой ежедневной борьбе они одни, а так они чувствуют, что кто-то с ними есть, кто-то им помогает, хоть доброе слово говорит, хоть улыбается с утра. Обнимает их ребенка, понимаете?     

- По данным статистики 2010 года в Башкирии проживают порядка 2 тысяч евреев. Известно ли сколько их сегодня в республике?

- Точно никто не может сказать. Я думаю, что в Башкирии их 10-12 тысяч. Сложность в том, что любой еврей может прийти в ЗАГС и попросить переписать ему национальность, ему не откажут и выполнят просьбу. Статистика не очень отражает реальность, мне кажется.

- Насколько важно уметь прощать, на Ваш взгляд?

- Понятно, что это очень важно. Насколько легко уметь прощать? Это нелегко. Если бы было все так легко.. Это искусство. Не только внешне сказать: «Я тебя прощаю», но и внутренне, когда остается осадок. Это одна из самых главных вещей, которые сегодня нам мешает двигаться вперед - то, что мы иногда не можем прощать. Даже если мы прощаем, остается осадок, как говорят. Это тормозит нас в жизни. Надо, конечно, уметь перелистнуть, насколько это возможно и дальше двигаться вперед. А сколько Бог нам прощает? Если каждый начнет думать о себе, то каждый должен был бы получить по полной программе. А он прощает. Еще раз: это легко сказать, тяжело в реальности. Потому что это связано с чувствами. Это не какая-то техническая вещь, что я могу сделать-не сделать. Здесь чувства. И намного тяжелее это контролировать. Но это работа, тяжелая работа, надо поэтому учиться работать над собой, стараться, чтобы уметь прощать. В первый раз получилось, во второй раз - уметь и учиться тяжело.  

- Как следует из исторических архивов, в Башкирию евреи активно переселялись во время Второй мировой войны. Тогда, как известно, нацистская Германия тотально уничтожала эту нацию, евреи были объектом истребления. По разным оценкам погибли 5-6 миллионов евреев. Как Вы понимаете эти события в истории? Чему должна научить эта часть истории?  Осмыслены ли эти события в достаточной мере?

- Еще раз говорим о прощении. Насколько есть внутреннее осмысление у тех людей, которые живут в Германии. Тех, кто, может быть, участвовал во Второй мировой войне или косвенно, может быть, участвовали в этих страшных событиях. Насколько они внутренне осознают ответственность - никто не знает. Только, наверное, Бог знает. Это внутренняя вещь. Но внешне как они себя ведут, действительно, они стараются и в школах, и в садике, и в университете учить, что это страшные вещи. Они извиняются за эти действия, совершенные народом Германии, и стараются как-то компенсировать морально и материально тем, кто страдал. Вроде они стараются как-то да, очищаться от этого. Но понятно, что очиститься полностью будет невозможно до конца, потому что жизнь обратно не повернешь. Но потомкам они говорят, чтобы этого не повторилось и вроде бы они делают все, что нужно для этого.

Как я оцениваю это? Это простые вещи. Смотрите. Германия, немцы и на сегодняшний день это те, кто выпускает хорошие машины в мире, они самые пунктуальные, у них хорошие аппараты в мире и так далее, и так далее. В Германии все чисто. Умеют кушать культурно - с приборами, вилками, ножами, носить элитные одежды - выглаженные, красивые. Но вот то, что это без Бога. Это культурные люди, они же не ходят голыми на улице. Но при всем при этом произошедшее показывает, что даже самый культурный человек без Бога может прийти в своей истории к таким страшным вещам - создать механизм для убийства людей.

Я был два месяца тому назад с нашей молодежью в Освенциме именно накануне 9 мая. Страшные вещи. Подумать только: они не просто согнали людей, убили и до свидания. Все было настолько расчетливо. Была, во-первых, опись - кто пришел, откуда, дети, взрослые, из каких они городов, когда их убивают, в какой именно день. Далее что делали? Снимали волосы, потому что их можно было продать, снимали зубы - их можно было продать, из кожи делали жир, масла, туфли на продажу. Понимаете, это страшные вещи. Это не тот случай, когда кто-то с ума сошел и убил кого-то. Здесь сделали по-немецки, понимаете: пунктуально, чисто. Тут убивают - там продают. Еще и думали, где можно оптимизировать затраты. Больше денег получить и меньше затрат. И о чем история нам говорит? О том, что без Бога - если человек будет жить только по своим правилам - самый культурный человек, по примеру немцев, куда это может привести. Это самая страшная страница в истории - взять и истребить народ только потому что он кому-то не нравится. И не менее страшно то, что мир знал это, но мир почему-то не реагировал.

- Со времен Второй мировой войны Израиль и Россию связывают в этом плане тесные взаимоотношения. 25% населения Израиля говорит на русском языке, а 1,5 млн граждан Израиля – это выходцы из бывшего Советского союза. Эти данные озвучивал президент Израиля Реувен Ривлин на встрече с первыми лицами России. Вам, представителю Главного раввината России в Уфе, как видятся современные взаимоотношения народов и их перспективы?

- Во-первых, буду спорить с президентом Израиля. Думаю, что все 50% говорят на русском в Израиле. Говорят, какой второй язык в Израиле, так это иврит, а первый - русский. Сам президент Путин постоянно говорит о том, что так как там живут много выходцев из бывшего Советского союза, россияне именно. Не просто живут,а было очень много мигрантов из Эфиопии, Франции, но среди тех, кто из Советского союза и России очень много интеллигенции инженеры, музыканты, писатели и многие другие, и они внесли очень большой вклад в развитие Израиля за последние 25-30 лет. У каждой семьи в Израиле есть друзья в России. Эти народы имеют очень много общего. И даже сегодня прилетаешь в Россию, в аэропорт и как будто к себе домой. Дай Бог, чтобы всегда вместе быть по пути в будущем и русским, и евреям.    

- В следующем году планируются выборы Президента России. В 2005 году Вы активно поддерживали Владимира Путина и высказывали мысль, что решение «чтобы он оставался у руля» обязательно должно быть найдено. В этот раз, если Владимир Путин будет баллотироваться на пост главы государства, Вы также поддержите его?

- Вообще в политику мы не вмешиваемся. Стараемся, как говорится, делать наше дело - заниматься оказанием духовной и материальной помощи людям. Ну, простые вещи. Я много общаюсь с раввинами и факт такой: за последние 15 лет нет более благоприятной и комфортной страны для проживания для евреев, чем Россия. Реально. Даже в Израиле, где религия не отделена от государства, где главный раввин получает зарплату, гособеспечение, как министр, и все-таки, чтобы держать какой-то баланс, статус кво между религией-не религией. В Европе мы сами понимаем, что происходит. У нас там много друзей-раввинов.Там не стабильно, не спокойно. Раввин по пути из Синагоги домой вечером должен убедиться, обернувшись, что за спиной все нормально. В Америке слишком спокойно - никто не мешает, но и никто не помогает. А тут, в России, я смотрю и раввин может помочь евреям даже на бытовом уровне или даже какие-то глобальные вопросы решать, есть поддержка на всех уровнях власти. Это все, конечно, благодаря поведению первого лица государства. И есть поддержка разным религиозным конфессиям - православию, мусульманам, иудаизму. Вот недавно в Уфе открыли музей толерантности, к примеру. Стабильность - это комфорт. И дай Бог, чтобы так и было. Дай Бог Владимиру Владимировичу еще 120 лет здоровья, удачи, счастья.      

- Какое значение в Вашей жизни имеет семья?

- Это одно из самых главных в нашей жизни. Семья - это твоя опора, ради чего ты живешь.  

- Как устроен быт в Вашей семье? Кто за что отвечает? Как Вы воспитываете детей?

- Слава Богу у меня на сегодняшний день 8 детей. Дай Бог, чтобы было еще. У меня дома за все в основном отвечает моя супруга. Порядок в доме, воспитание детей. Это технические вещи - порядок в доме. Всегда так было у еврейского народа и не только жена - это опора дома, понимаете? Опора дома не в том, смысле, что готовит - не готовит, хотя это тоже немаловажно. Это гораздо шире, но самое главное - воспитать, не учить, а именно воспитать.

- А Вы принимаете участие в воспитании?

- Ну, во-первых, я стараюсь не мешать. Во-вторых, в еврейских законах написано, что важно каждый день молиться и соблюдать другие заповеди. Надо минимум полчаса уделить внимание воспитанию детей. Каждому - по полчаса. Можно объединить детей вместе, то есть если с каждым по полчаса и умножить на 8, то вот тебе уже 4 часа. Это много. Стараюсь сказать, что у меня получается, но не получается так, как я бы хотел. Сказать, что я вкладываю в это достаточно времени и внимания, тоже можно сказать, что действительно, к сожалению, не так. Надо больше времени, надо больше внимания. Самое важное - время идет, время не вернешь обратно, дети растут. Очень много сил уходит на решение общественных вопросов. И бывает так, что приходишь домой уже пустой, но понимаю, что самое важное время - с детьми и стараюсь делать так, но надо еще больше.      

- Расскажите, пожалуйста, про Вашего брата Ашера Кричевского, раввина в Омской области. Его едва не депортировали в 2014 году по запросу Миграционной службы. Как складывается его жизнь сегодня?

- Если честно, я не знаю всех деталей этой истории, он со мной не делился. Я знаю, не больше остальных - была проблема. Проблема не в том, что он представлял какую-то угрозу Российской Федерации, может быть, он кому-то не понравился, решили технически из страны его выселить, потому что были два административных нарушения. Даже если на красный свет прошел, например. Мы понимаем, что если очень хочется, то можно за это зацепиться. Хотели его депортировать, но Бог помог.

Вот он живет в Омской области, они там развиваются. Еврейская община Омской области год-полтора тому назад открыла очень красивый женский ритуальный бассейн - миквэ. Это для выполнения одного из самых главных еврейских законов, у нас в Уфе тоже есть, - это для чистоты семьи. Это в том числе мужчина не имеет права гулять и прочее, даже прикасаться к чужой женщине, не просто ее обнимать или целовать. А бассейн для женщин - раз в месяц прежде, чем быть еще раз с мужем, она должна окунуться в этот женский ритуальный бассейн. Тогда она чистая. Там много очень деталей. Вот у них в Омске такого не было, они построили. В комплексе также есть красивый спа-салон, чтобы было комфортно. Планируют строить маленький еврейский центр. Слава Богу, развиваются.       

- В одном из интервью Вы сказали, что будете отдыхать как царь Давид «после 120 лет». Что это будет за отдых? Какие у Вас лично планы?

- Пока мы живем, отдыхать нельзя. Надо работать. Надо стараться делать так, чтобы каждый день был максимально продуктивным. Это желание Всевышнего. Он доверил тебе сегодня жизнь - будь максимально продуктивен. Причем, не для себя, а для общества. Есть Вселенная и ты должен быть частью этой Вселенной.

- И в завершении разговора просьба ответить на блиц-опрос и выбрать один из двух вариантов. Рок или классика.

- Классика.

- Мелодрама или ужастик?

- Ни то и ни другое.

- Будни или выходные?

- Будни.

- На велосипеде или пешком?

- На велосипеде.

- Тратить или сберегать?

- Сберегать.

- Давать или получать?

- Давать.

- Футбол или хоккей?

- Футбол.

- Дома или в гостях?

- Дома.

- Проверять или доверять?

- Проверять.

- Ждать или действовать?

- Действовать.

- Спасибо, раввин Дан!



Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook 

 

Читайте также

Самый романтический день приближается…

Читать далее
Показать еще новости

Лента новостей

В Уфе простились с погибшим в СВО Радмиром Кагармановым

Общество

Все жители Башкирии будут платить за отопление с сентября по апрель

Общество

«Очень больная тема»: в коммунальных службах Башкирии наступил кадровый голод

Общество

В Уфе по факту незаконного сноса павильона для приема вторсырья возбудили уголовное дело

Общество

Министр ЖКХ Башкирии заявил о высоком износе теплосетей

Общество

Стало известно состояние пострадавших в страшном ДТП с «КамАЗом» в Уфе

Общество

В Уфе отопительный сезон заканчивается 19 апреля

Общество

В районе Башкирии закрыли движение для грузовиков

Общество

В Башкирии за сутки поступило 9 сообщений о подтоплениях территорий

Общество

В деревне Башкирии сгорели магазин и медицинский пункт

Общество

В Уфе пять человек погибли в ДТП с участием «КамАЗа»

Происшествия

В Уфе завершены поиски 9-летней девочки

Общество

В Уфе пройдут ярмарки выходного дня

Общество

В Башкирии потеплеет до +28 градусов

Погода

Не вернулась из школы: в Уфе пропала 9-летняя Елизавета Федорова

Общество

В Уфе наградят директора школы, которая спасла девочку от нападения бездомного

Общество

В Башкирии подорожали детское питание и чай

Экономика

В Башкирии сгорели ФАП и магазин

Происшествия

В Уфе осудили троих жителей Новосибирска, которые похищали сейфы с деньгами из офисов

Общество

Экология, тишина и эстетика в новом коттеджном поселке «Миллаверде»Партнерский материал

Общество

Спасатели подвели итоги двадцатого дня поиска пропавших в Уфе подростков

Общество

В селе в Башкирии 1,7 тысячи домохозяйств получат чистую воду

Общество

Беги и помогай: в День защиты детей Сбер проведет в Уфе «Зеленый марафон»Партнерский материал

Общество

Из Уфы возобновляются прямые авиарейсы в Алматы

Общество

Жительница Башкирии зарезала и ограбила 62-летнюю женщину

Происшествия

В Башкирии объявлена в розыск женщина, задолжавшая ребенку 300 тысяч рублей

Общество

138 человек пострадали от укусов клещей в Башкирии

Общество

Радий Хабиров рассказал о капремонте уфимских поликлиник

Общество

МЧС Башкирии предупредило о сильных порывах ветра

Погода

На нескольких улицах Уфы ограничат движение транспорта

Общество

Новые фермы для экскурсий и производства мяса птицы: в Башкирии началось обучение в «Школе фермера»Партнерский материал

Общество

В Башкирии экстремисту Фаилю Алчинову* назначили дополнительное наказание

Общество

В Уфе водителю мусоровоза дали срок за смертельный наезд на пешехода

Общество

В Башкирии перед судом предстанут двое мужчин, которые похищали кабельные линии с нефтяных скважин

Общество

Уфимцев предупредили о задержке нескольких рейсов маршрутов общественного транспорта

Общество

РСХБ в Башкирии предлагает оформить рублевый вклад по ставке 16%Партнерский материал

Экономика

Уфимские врачи удалили 4-сантиметровую кость из пищевода мужчины

Общество

В Уфе женщина зарезала пожилую знакомую из-за конфликта на бытовой почве

Происшествия

В Уфе 31-летняя женщина за рулем иномарки сбила подростка на велосипеде

Происшествия

Певец Ришат Тухватуллин раскрыл имя своего первенца

Общество

В Башкирии 47-летняя женщина провалилась под лед во время прогулки с собакой

Происшествия

В Башкирии многодетная семья лишилась дома из-за пожара

Общество