Право
Дамир Нуров
Депутаты Курултая: У государства нет надзора за коллекторами и микрофинансовыми фирмами
Рабочая группа Госсобрания Республики Башкортостан отчиталась о проделанной работе по изучению ситуации по деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций.
Вывод получился неутешительный. По деликатному выражению Председателя Государственного Собрания Константина Толкачева, стало очевидным «слабое законодательное регулирование» в обеих изученных сферах.
Говоря более жестко, в деятельности двух этих разновидностей финансовых организаций наблюдается пока полный правовой беспредел.
Долговая нагрузка на население растет. По данным Ассоциации кредитных и финансовых организаций Республики Башкортостан только с января по октябрь 2015 года объем просроченной задолженности физических лиц в республике вырос на 34,2 %. Банки и иные финансовые организации все чаще прибегают к услугам коллекторских служб при взыскании части «безнадежных» долгов.
- В свою очередь, граждане, не обладая достаточными знаниями, продолжают обращаться в микрофинансовые организации, где процентная ставка в разы превышает основную сумму долга. Таким образом, возникает замкнутый круг, в котором страдают граждане, их семьи, - констатировал Константин Толкачев.
Поводом для создания рабочей группы Курултая РБ стали участившиеся конфликтные ситуации при взыскании долгов по кредитам с граждан. Один из последних случаев произошел в Кармаскалинском районе, когда у пенсионерки, не имевшей кредитов, коллекторы забрали корову. Как выяснили депутаты Башкирии, существующие методы возврата долгов коллекторами предусматривают в том числе агрессивные способы воздействия на должников.
О проделанной депутатской группой Курултая РБ работе рассказал заместитель председателя Комитета по государственному строительству, правопорядку и судебным вопросам Рамиль Хакимов.
Оказалось, что деятельность коллекторских агентств регламетирует лишь статья 15 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», согласно которой возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского кредита, осуществляется либо самим кредитором, либо кредитор заключает агентский договор с коллекторской организацией.
Между тем, согласно данным открытых источников, коллекторских агентств в Башкирии уже около 40, и кредитные организации все чаще прибегают к их услугам в условиях кризиса и разорения части граждан.
Одновременно депутаты выяснили, что зачастую коллекторские агентства производят взыскание задолженностей не только по договорам потребительских кредитов, но и за коммунальные услуги.
Были выявлены факты заключения управляющими организациями многоквартирных домов договоров с коллекторскими организациями, в соответствии с которыми коллекторам передавались персональные данные должников-собственников квартир.
– Факты нарушения Федерального закона «О персональных данных» при взыскании задолженностей по коммунальным услугам управляющими компаниями и МУП ЕРКЦ города Уфы были направлены в Прокуратуру Республики Башкортостан для дачи правовой оценки, – сообщил Рамиль Хакимов. – Анализ показал, что деятельность коллекторов не лицензируется, агентства не аккредитуются, а услуги коллекторов не стандартизуются. Таким образом, можно сделать вывод, что со стороны государства не существует должного надзора за деятельностью коллекторских агентств, занимающихся взысканием задолженностей по кредитным договорам.
В деятельности микрофинансовых организаций также творится полный «правовой беспредел». Выявлены многочисленные нарушения законодательства при предоставлении потребительских займов.
Депутаты установили, что самое широкое распространение в Башкирии получили нелегальные кредиторы, информация о которых не внесена в государственные реестры Банка России.
При исключении микрофинансовой организации из реестра ЦБ РФ эти полуподпольные организации, тем не менее, продолжают свою деятельность, что является незаконным. Но парадокс ситуации в том, что Банк России не наделен функциями контроля и надзора за юридическими лицами, не включенными в соответствующие государственные реестры финансовых организаций, и не уполномочен применять к ним меры воздействия.
Вроде бы пресекать эту незаконную деятельность должны правоохранительные органы, но к уголовной ответственности микрофинансовые организации привлечь также не представляется возможным. Законодательно наличие лицензии на ведение микрофинансовой деятельности не предусмотрено, и микрофинансовая деятельность не образует состав преступления, предусмотренного статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное предпринимательство».
Депутаты Курултая Башкирии собираются исправить эту ситуацию, для чего внести в Госдуму РФ предложения по корректировке федерального законодательства.
– Актуальность введения обязательности лицензирования микрофинансовой деятельности путем внесения изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», безусловно, очевидна, - сказал в заключении Константин Толкачев. - Не менее важно навести порядок и в отношении работы коллекторских служб. В сегодняшних экономических условиях необходима регламентация принципов взаимодействия должника и взыскателя, взыскания задолженности и мер ответственности работников коллекторских агентств за нарушение данных принципов.