Экономика
Ольга Астафьева
Сохранит ли Башкирия речной флот?
Контрольно-счетная палата РБ пришла к выводу, что речной флот республики балансирует на грани выживания.
По данным Росстата РФ, общая протяженность судоходных путей Башкирии составляет 929 километров, а в грузоперевозках речной транспорт занимает всего 2,7 процента при среднем для России значении 4%. Главная трудность в том, что река Белая находится вдали от основных речных магистралей и перевалочных портов страны, хотя водный транспорт всегда был самым выгодным по себестоимости. Инвесторы не жалуют его из-за недостатка подъездных путей, контейнерных терминалов и современного погрузочного оборудования.
Сегодня весь башкирский речной флот насчитывает 73 судна со средним износом 75%. Самое «молодое» из них находится на плаву более 35 лет. Из них в навигацию 2009 года эксплуатировалось всего 31 судно, а в 2010 году – только 25. С каждым годом их ремонт и содержание обходится все дороже и дороже, фактически съедая всю прибыль.
Поэтому дела у башкирских речников шли год от года все хуже. В 2005 году пришлось провести реорганизацию, после которой «Бельское речное пароходство» превратилось в два акционерных общества – «Башкирское речное пароходство» и «Грузопассажирские перевозки». Теперь первое арендует суда у второго. А 63% акций принадлежат правительству Башкортостана.
Но и это не спасло положения. После анализа деятельности акционеры поменяли руководство компании. Результаты оказались плачевными: убытки составили 29 миллионов рублей. Несмотря на строжайшую экономию и даже снижение зарплаты работникам, объем грузоперевозок упал на 70 процентов, а доходы – наполовину.
Ревизоры КСП РБ, проверившие эффективность хозяйственной деятельности пароходства, выявили массу ошибок и неоправданных потерь. Амортизация неиспользуемых судов отняла у общества 1,7 миллиона рублей. Еще 1,47 миллиона рублей потрачена Башкирским пароходством на оплату аренды судов у своей «сестры» – «Грузопассажирских перевозок», которые так и остались невостребованными в навигацию.
Большой ошибкой общества стало заключение круглогодичных договоров аренды, в то время как использовать эти суда можно только в навигацию, то есть не более полугода. Аренда вмерзших в лед судов обошлась в 3,5 миллиона.
Всего за 2 года башкирские речники из-за нерачительности понесли убытки в размере 6,7 миллиона рублей. В то же время плановый капитальный ремонт флота требует 146 миллионов рублей.
Крайне запутанной оказалась ситуация с теплоходом «Алушта», числящимся на балансе «Грузопассажирских перевозок», за капитальный ремонт которого 18,7 миллиона зачем-то заплатило пароходство, 11,5 миллионов ему так никто и не вернул.
После смены руководства, в 2010 году дела пошли на лад, и положительное сальдо составило 1,3 миллиона рублей. Но это при общей выручке пароходства в 186 миллионов, а с учетом всех дочерних фирм – 400 миллионов.
– Фактически мы работаем только на ремонт и содержание старой техники, которые с каждым годом становится все дороже, – признал директор пароходства Равиль Нафиков. – Если мы возьмем в лизинг хотя бы пару новых судов, от всего прочего нам придется отказаться.
Контролеры указали и на главную системную ошибку – отсутствие в регионе общей концепции развития внутреннего водного транспорта. Руководству республики придется серьезно подумать – что делать со своим флотом. А пока решение этой проблемы Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству переложил на самих речников, поручив им разработать для себя такую концепцию, об этом на заседании коллегии КСП РБ сообщил заместитель председателя Госкомтранса РБ Андрей Быковский.