Автомир
ГОРОБЗОР.РУ при поддержке пресс-службы компании «СОГАЗ»
Страховщики считают отмену ОСАГО возвратом к «лихим девяностым»
После интервью заместителя Министра финансов России Алексея Моисеева агентству «Прайм», в котором он рассказал о подготовленной в ведомстве концепции развития страховой отрасли до 2020 года, страховщики забили тревогу. Один из пунктов концепции – поэтапный отказ от обязательного страхования.
Свое мнение по этому поводу ГОРОБЗОР.РУ высказал начальник Управления андеррайтинга автострахования компании «СОГАЗ» Александр Морозов.
Вопрос: Как сложится ситуация на дорогах, если ОСАГО отменят?
- Отмена ОСАГО ни к чему хорошему не приведёт: как следствие, на дорогах увеличится количество так называемых «подстав», то есть подставных ДТП, цель которых - получить деньги с якобы виновника. И из цивилизованного метода урегулирования ДТП мы вернёмся обратно к способу разбирательств «по понятиям», когда и виновник, и сумма ущерба будут устанавливаться совершенно иными методами, чем сейчас, причем, не всегда корректными.
Думаю, что возрастет и количество судебных разбирательств, так как в некоторых случаях взыскать сумму ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия можно будет только через суд.
Как бы то ни было, за 10 лет существования ОСАГО можно отметить такие положительные моменты:
1. Значительно снизилось количество «подстав» на дорогах. Мошенникам просто нет смысла инсценировать ДТП, так как с якобы «виновника» они всё равно ничего не получат, а при обращении в страховую компанию их мошеннические схемы будут разоблачены силами службы безопасности.
2. ОСАГО послужило развитию культуры страхования в России. Понимая принцип действия полиса (особенно при наступлении страхового случая), граждане чаще стали задумываться о плюсах страхования вообще и активнее заключать договоры по добровольным видам страхования. Это, в свою очередь, дало толчок развитию российского страхового рынка (а значит, и экономики страны).
В свою очередь, страховые компании активно работают над разработкой новых востребованных продуктов страхования и над повышением сервиса.
Вопрос: Минфин, отказываясь от обязательного страхования, предлагает развивать культуру страхования. Возможен ли такой вариант в современной России?
- На сегодняшний день, к сожалению, в большинстве своем общество не готово сознательно использовать институт страхования в добровольном порядке. Это наглядно демонстрируют такие примеры, как страхование КАСКО и добровольное страхование ответственности (ДСАГО). Процент автомобилей, застрахованных по КАСКО, не настолько велик, да и большинство из них застрахованы, как правило, по требованию банка, предоставившего кредит.
И если неактивное добровольное страхование по КАСКО можно объяснить достаточно высокой стоимостью полиса, то этого не скажешь о ДСАГО – полис стоит даже дешевле, чем полис ОСАГО. При этом ДСАГО обеспечивает близкое к максимальному покрытие страхования ответственности водителя на дорогах - в отличие от полиса ОСАГО, лимита в 120 000 рублей по которому явно недостаточно (средняя стоимость автомобилей сегодня, как правило, гораздо выше). Тем не менее, количество застраховавшихся по ДСАГО меньше, чем по КАСКО.
То есть, даже за совсем небольшие деньги автовладельцы в массовом порядке пока не готовы страховать свою ответственность. Поэтому на сегодняшний день нет оснований полагать, что они будут страховать ее и при отмене ОСАГО.
Считаю, что отмена обязательных видов страхования приведёт к обвалу страхового рынка.