Уфа
-2º -2º
20
ноябрь
понедельник
ЦБ 59.6325 -0.3573
MOEX 59.0550 -0.6225
ЦБ 70.3604 -0.3436
MOEX 69.7000 -0.5450
НЕФТЬ 62.71 2.08
Главная
-
Новости
-
Интервью. Василь Ханнанов
Ко всем новостям

Культура

Интервью. Василь Ханнанов

Интервью. Василь Ханнанов
Карина Мамаева, фото из открытых источников

Василь Ханнанов - живописец, каллиграф, Заслуженный художник РБ, Заслуженный художник РФ.

- Что такое успех в понимании художника?

- Это же всем известно: общественное признание, заслуги. Многие думают, что если твои картины покупают, значит ты успешен. Однако, если в молодости был успех и все получалось, это совсем не значит, что в старости будет тоже самое. Конечно, бывает по-разному, 100 художников – 100 судеб.

Если честно, я о каком-то успехе просто никогда не думал. Вот, например, я музей построил – решил свою проблему, как друг, как товарищ, как художник и гражданин. А основная проблема в жизни художника – сами картины. Потому что это моя профессия и то, что я создаю – это единственный способ познания, ведь я же должен к чему-то прийти в конце. Я считаю, что это понимание важнее любого успеха.

- Можно ли считать присуждение Вам звания «Заслуженный художник РФ» - успехом? Какие мысли Вас посетили, когда впервые узнали о предстоящем вручении?

- То, что меня наградят, было ожидаемо, а с другой стороны, Путин мог бы и не подписать приказ. Знаете, путь от номинации на звание до её получения очень долог, года 2-3. В какой-то степени я уже устал ждать и даже забыл об этом. Не буду лукавить, получить звание было приятно. В одном из пунктов своей жизни я поставил галочку.

- Мы сейчас находимся в Музее современного искусства, где идет ремонт. Что изменится – содержание, форма или все вместе?

- Здесь по-прежнему будет музей. Понимаете, то, что мы начинали 15 лет назад уже никому сейчас не надо. Конечно, надо менять формат. Времена меняются, контингент уже не тот. Вот, первые пять лет тут были столпотворения, проходило по 10-15 выставок в год, устраивали литературные вечера. А вот последние пять лет все пошло на убыль, сейчас уже в музей никто не приходит. В некотором роде мы свою задачу все же выполнили, ведь целое поколение художников не пропало, благодаря музею, потому что за эти годы они выросли и стали профессиональными художниками.

Кризис затронул не только наш музей, это происходит повсеместно. Не то, чтобы народ отвернулся от культуры, нет, просто сейчас это все идет не так масштабно, как раньше. Сейчас даже в Москве на выставках и презентациях я наблюдаю ту же картину.

- Как по-вашему, что нужно сделать, чтобы люди вернулись в музеи?

- А тут уже ничего не сделаешь. Музей – не балаган, чтобы ходить и придумывать, чем завлекать народ, поэтому здесь зазывалы не нужны. К счастью, сейчас СМИ активно работают и люди знают обо всех выставках, мероприятиях. Просто сейчас время такое, его надо спокойно пережить, не стоит сильно волноваться по этому поводу. В конце концов, это не мои проблемы, а проблемы подрастающего поколения.

- Есть такая фраза: «Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого – еще меньше». Это правда?

- Ну, наверное. Конечно, приятно, когда художнику платят деньги при жизни. Но, по большому счету, меня уже давно не интересует мнение современников о моих работах. Есть, конечно, люди, чье мнение мне действительно важно, к ним я могу обратиться за советом. Просто, ну вот я такой. Я в своей картине выкладываюсь полностью, я сделал все, что мог и хотел. А если зритель приходит и делает какие-то выводы, я считаю, это проблема самого зрителя.

- Вы такого мнения придерживались с самого начала или понимание пришло только с возрастом?

- Я такой упертый, наверное, с самого начала, то есть как хочу, так и делаю. Профессия - это инструмент познания. Например, я написал картину и что-то понял для себя, стал умнее, затем подхожу к другой картине и начинаю решать другие проблемы. Так по крупице и складываются какие-то вещи. Все это связано с подсознанием, чутьем.  Когда начинаешь работать, неизвестно, куда тебя заведет картина.

- Современное искусство чаще противоречиво. Как Вы оцениваете действия российского художника-акциониста Петра Павленского, который демонстративно зашивал себе рот, прибивал гвоздями гениталии на Красной площади, а также поджигал здание госбезопасности на Лубянке в Москве и совсем недавно – Банк Франции?

- Скажу откровенно, я все-таки считаю, что изобразительное искусство должно быть изобразительным. Когда формировалось мое отношение к искусству были тоже свои акционисты, сюрреалисты, появились перформансы. Например, первые перформансы в Башкирии проводило как раз творческое объединение «Чингизхан», инициатором и автором сценариев был Наиль Байбурин. Это было в конце 90-х - начале 2000-х годов, таких было около десятка, и я тоже в некоторых принимал участие. И все же до сих пор мне не понятно. Вот сейчас появился и видео-арт, а это ведь просто кино какое-то. Столько безвкусицы вокруг.

Что касаемо Павленского, он сам решил, как себя вести, его не волнует, что я скажу. Художник –это поступок. Его поведение, это, наверное, искусство жеста и он сам для себя что-то должен понять. К чему он придет? Мне вот непонятно, если он делает это только ради акции. Значит, с помощью показной храбрости он хочет заработать себе дивиденды. Но ведь в итоге художник после себя оставляет именно картину, а не свои какие-то действия. Все-таки я придерживаюсь мнения, что искусство нужно вести к созиданию, а не к разрушению. Посмотрим, что выйдет из Павленского.

- Каким вообще должно быть искусство? Какова его роль, по Вашему мнению?

- Искусство должно быть искусством. Вот, например, возьмем великого писателя А. С. Пушкина. Когда читаешь его произведения и ловишь кайф от этих строк. Хотя, в жизни он вел себя безобразно, но то, что он создал, настолько великолепно, что дух захватывает.

Что касается художников, моя беда в том, что я не могу смотреть на чужие картины просто как зритель. Я повидал за свою жизнь много произведений, но бывали моменты, когда перед произведениями искусство я просто впадал в чувство катарсиса, настолько это было сильно и незабываемо. На моей памяти был и другой случай, когда тоже самое чувствовали и смотря на мои картины.  Мне хочется, чтобы у зрителя как можно чаще появлялось чувство катарсиса, переживания. И если я вызвал это чувство, значит они мне сопереживают, чтобы меня действительно поняли.

Еще произведение искусства ценно тем, что его можно читать или смотреть на протяжении всей жизни, причем в разном возрасте можно понимать произведение по-разному.

- Ваша неотъемлемая черта – создавать серийные картины. С чем это связано?

- Работу над сериями я начал в 90-е годы. Понимаете, когда начинаешь работать над какой-то темой, уже невозможно остановиться, потому что она получается очень широкой и объемной, а в одну картину это не уместить. Я решаю только пластические задачи, а наполнение картины складывается из моего темперамента и глубинного подсознания.

На самом деле, основных тем не так много. Одни из таких: женские мифы, тексты из Корана, абстракция. Искусство - это не создание картины, а сам процесс. А тема и чистый холст для художника всегда вызов. Обычно, тему не сидишь и не придумываешь, она вдруг приходит, захлестывает волной и от нее уже не избавиться. Просто пытаешься выплеснуть все через руки, чтобы потом наконец успокоиться. Только закончил одну картину и тут вдруг еще две приходят в голову и сразу хочется закончить быстрее одну, чтобы начать реализовывать остальные. В результате получается целая выставка.

- Как менялся Ваш стиль во время творческого пути, и что оставалось неизменным?

- Я всегда ставлю подпись «ВХ». Стилистику я меняю часто, то я работаю с линией, то с пятном. Тем не менее, меня почему-то всегда узнают. Вообще, художников узнают не помазкам и не по краскам, а по той внутренней энергетике, которая заложена в картинах. Мысли можно и не видеть, но её нужно почувствовать. Картина - это такая вещь, по ней можно иногда понять, что съел художник в то время, как создавал её, или сколько выпил пива, прежде чем закончить натюрморт.

- Назовите 5 самых одаренных на сегодня художников Башкирии на Ваш взгляд.

- Все одаренные, всех художников господь наградил талантом. Из моих любимых, на первое место я бы поставил МидатаМухаметова, а дальше Рината Волигамси, Айрата Терегулова. В последнее время что-то очень начал нравится Расих Ахметвалиев, ну и Ринат Харисов, правда что-то не видел его работ последние два года.

- Ваш сын Тимур тоже художник, а старший Чингизхан – скрипач. Творческие люди. Какие темы Вы обсуждаете с ними чаще всего? Какие советы они берут у отца – Заслуженного художника России?

- Творческие темы мы практически не обсуждаем. Средний, Искандер, занимается на виолончели, Чингиз на скрипке, а Тимур у меня особенный ребенок, у него ДЦП смешанной формы. С ним мы, кстати, работаем, начали лет 8 назад, может чуть больше.

Понимаете, художник в своем развитии живет в представлениях об искусстве и по мере развития, составив себе представление о чем-то, уже трудно изменить свое мнение. Кажется, человек становится все умнее, но на самом деле, он все дальше входит в полосу маразма. И когда кажется, что ты уже до этого дошел, что мозг слаб для новых шагов и жестов, чтобы хотя бы немного изменить свое сознание. В таких случаях я просто беру готовую картину и даю Тимуру, говорю ему «А ну-ка на, делай!», он берет и просто кладет пятно.

Так мы с ним сделали серию из 30 картин под названием «Атональная графика», где мы работали вопреки законам композиции. Я подсовывал ему материал, где просто не хватало элемента для гармоничной композиции, и он делал, как считал нужным, вопреки правилам и стандартам. А потом ко мне приходило понимание, что он действительно был прав, я понимал гениальность этого ребенка. В этом есть какой-то космизм.

- Расскажите, над чем Вы работаете сейчас?

- Ну, сейчас я занимаюсь пока только ремонтом. Планы я строить не люблю, да и спешить ни к чему. Например, в мае я начинал шесть картин, планировал закончить, а так получилось, что нужно ремонтом заниматься. Это значит, что жизнь мне дает шанс, чтобы еще раз подумать на картиной и потом вернуться. Ведь даже если не писать картину, работать над ней приходится все равно постоянно. Самое главное – не то, что нарисовал художник, а эта внутренняя драма, которая там сидит. В изобразительном искусстве это все невозможно объяснить словами.

Беседовала Карина Мамаева. 

Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook

 

Читайте также

Культура

Интервью. Василь Ханнанов

Общество

Сегодня в Башкирии мокрый снег и гололед

Происшествия

Уфимец, пропавший 2,5 месяца назад был найден мертвым

Реклама

Общество

Динар Гильмутдинов поделился результатами опроса об отношении к полиции

Происшествия

На трассе в Башкирии перевернулась фура

Экономика

В Башкирии будут проверять мед на соответствие международным стандартам качества

Происшествия

Подробности страшной аварии в Уфе: погибшая пассажирка такси ехала на день рождение к другу

Происшествия

Житель Башкирии лишил приятеля глаза осколком от бутылки

Происшествия

В Башкирии неизвестный водитель насмерть сбил пешехода и скрылся

Общество

В Уфе два района останутся без холодной воды на следующей неделе

Общество

Жители Башкирии смогут увидеть удивительное астрономическое явление

Реклама

Спорт

Нападающие «Салавата Юлаева» отличились на Кубках Карьялы и Германии

Общество

В Башкирии наградили 18-летнюю девушку-кадета за спасение ребенка от наезда автомобиля

Общество

Правительство РФ расширило перечень льготных продуктов для детей-инвалидов

Происшествия

В Уфе на бумажном складе произошел пожар

Общество

В Уфе состоялся митинг в поддержку законопроекта о защите животных

Экономика

Башкирия продолжит материально поддерживать органы внутренних дел

Здоровье

В Башкирии зарегистрировали снижение заболеваемости СПИДом

Происшествия

В Уфе ночью лоб в лоб столкнулись два авто, пострадали двое

Общество

В Башкирии будет обеспечена безопасность во время проведения крупных форумов

Реклама

Общество

Сегодня в Башкирии прогнозируется слабый дождь со снегом

Происшествия

В Башкирии водитель легковушки перевернулся в кювет, есть пострадавшие

Культура

Афиша на 12 ноября. Куда сходить уфимцам и гостям города.

Общество

В Уфе водитель скорой помощи помыл машину на детской площадке

Политика

В Башкирии появится новая госструктура по внешнеэкономическим связям

Политика

Рустэм Хамитов встретился в Уфе с иностранными журналистами

Происшествия

После тяжелой комы скончалась 3-летняя Малика Яруллина, пострадавшая в жутком ДТП в ХМАО

Спорт

Нападающий «Салавата Юлаева» Федоров забросил шайбу немецкой команде на Кубке Германии

Реклама

Происшествия

В Башкирии после ДТП дотла сгорела иномарка (видео)

Спорт

Нападающий «Салавата Юлаева» Хартикайнен прокомментировал игру на Кубке «Карьялы»

Происшествия

В Уфе женщину напоили и ограбили собственные соседи

Общество

Стало известно, как оформить ДТП без участия сотрудников ГАИ

Спорт

Форвард «Салавата Юлаева» не верит, что КХЛ запретит игрокам поехать на Олимпиаду

Происшествия

В Башкирии хозяин дома напал на своего гостя с ножом

Экономика

Банки начнут оповещать заемщиков об остатке долга после каждой операции

Общество

Спасатели Башкирии возвращаются из Ижевска, где помогали на месте рухнувшего подъезда дома

Реклама

Экономика

Башкирия намерена увеличить производство товарного молока к 2020 году до 1 млн тонн в год

Общество

В Уфе появился памятник, посвященный бывшему главе МВД

Экономика

В Башкирии производят безвирусный картофель

Происшествия

В Уфе пьяный водитель микроавтобуса устроил ДТП и скрылся

Показать еще новости