Общество
Лев Стрельцов
Мнение: Кому в Уфе нужна городская электричка?
В Уфе в очередной раз намерены запустить проект так называемой городской электрички. В конце июля Госкомитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству сообщил, что в городе «началось строительство путей для городской электрички. Ширина дороги вместе с тротуаром составит около десяти метров, а длина станции – 400 метров. На самом остановочном павильоне идут отделочные работы, установлены турникеты, благоустраивается территория». Зачем?
Реализация проекта «городская электричка» на участке Дема – Уфа – Шакша началась около пяти лет назад. За это время сама электричка неоднократно запускалась, но потом отменялась как нерентабельная. Портал ГОРОБЗОР.РУ публиковал эту информацию. В то же время столичные власти, специалисты и чиновники транспортной отрасли РБ продолжали «раскручивать» тему городской электрички и постепенно переводили ее на практические рельсы.
Были разработаны дорожные карты по введению в эксплуатацию посадочных пунктов «Дема» и «Шакша». Также в планах – организовать транспортно-пересадочные узлы «Гастелло», «ГДК», «Воронки – Южный автовокзал», «Правая Белая – Телецентр». По информации администрации Уфы, их оснащение потребует строительства эскалаторов, траволаторов и лифтов.
И буквально в каждом сообщении организаторы и исполнители проекта не уставали напоминать, что время проезда электричкой от Демы до Шакши в три раза меньше, чем городским автобусом, а стоимость билета составит всего 37 рублей. Но каким образом обеспечить стабильный поток пассажиров по маршруту? Самое интересное, что этот вопрос на различных уровнях (в том числе в Интернете) задает и население города, а это уже сигнал.
Главный недостаток заключается в самом названии проекта – «городская электричка», что фактически не соответствует его сути. Ведь состав едет, по сути, вне города: старт в Деме, несколько километров по территории железнодорожной станции, затем путь до моста через Белую, захват небольшого частного сектора в районе остановки Правая Белая. Пожалуй, единственным серьезным остановочным пунктом является уфимский железнодорожный вокзал; далее снова окраины с красивыми видами из окон вагона, немного промзоны Черниковки и конечная – Шакша. Где тут взяться потоку населения, который хотя бы окупил инвестиции в проект, не говоря уже о прибыли?
Для тех, кому нужно непосредственно из Демы в Шакшу и наоборот, такой поезд – неплохой вариант даже с вероятностью того, что до места посадки необходимо добираться пятнадцать (двадцать, тридцать) минут. Но много ли таких пассажиров? Увы, об этом чиновники и специалисты-транспортники не говорят (а быть может, и не знают).
Тем же жителям Шакши и Демы, которым нужно попасть в исторический центр города, на Проспект Октября, в Зеленую Рощу, Сипайлово, предпочтительнее использовать автобусы. Во-первых, автобусных остановок больше, они ближе к дому, во-вторых, до места назначения, скорее всего, есть прямой маршрут (что удобнее, чем пересаживаться с электрички на автобус, или ползти в гору по улице Трактовой в район телецентра, где, к примеру, находится множество республиканских вузов). В итоге получается быстрее. Да и расписание в голове держать не нужно – пришел, сел, поехал – утром, днем, вечером.
Имеется даже кое-какая статистика. Ежедневно автобусы ГУП «Башавтотранс» перевозят 440 тысяч пассажиров (данные официального сайта предприятия). Из них 75% - доля Уфы; получаем 330 тысяч человек.
Для сравнения, все электрички Башкортостанской пассажирской пригородной компании (в РБ, Пензенской, Ульяновской, Челябинской, Оренбургской областях и Мордовии) – около шести тысяч. Сравнение не в пользу железной дороги. На этом фоне более привлекательным выглядит даже достаточно экзотичный для нашей страны проект канатного сообщения Проспекта Октября через Сипайлово с микрорайоном Инорс, который потенциально имеет большее количество пассажиров (ведь может выполнять еще и обзорно-туристическую функцию).
Какие еще реальные пути решения транспортной проблемы Уфы существуют сегодня – об этом в следующих материалах.